Мобильная версия сайта.
Сайт газеты «Магнитогорский металл»

16 июня, воскресенье

ГЛАВНАЯ АРХИВ РУБРИКИ РЕДАКЦИЯ РЕКЛАМА КОММЕНТАРИИ ФОРУМ ОБЪЯВЛЕНИЯ

Новости газеты

15.06.2019

Комментарии ( )

Президент ответит

В Челябинске рассказали, какие вопросы задают южноуральцы к прямой линии с Владимиром Путиным.

15.06.2019

Комментарии ( )

Лидер в импортозамещении

В рамках прошедшего в Москве ежегодного форума "День поставщика" состоялась торжественная церемония награждения победителей премии "Лидер конкурентных продаж-2019". В числе лауреатов премии - Торговый дом ММК.

15.06.2019

Комментарии ( )

Пример благородного труда

Уважаемые труженики сферы здравоохранения Магнитки! Поздравляю вас с профессиональным праздником - Днём медицинского работника!

Опрос

Последние статьи рубрики

«Публикации»

25.05.2019

Комментарии ( )

Магнитогорск - любимый город мой

В школе-интернате № 2 прошёл грандиозный праздник, посвящённый любимому городу.

21.05.2019

Комментарии ( )

Берегите природу!

Хочется поговорить о наболевшем - об отношении к окружающей среде.

18.05.2019

Комментарии ( )

Спасибо за поддержку

В "Магнитогорском металле" уже выходили материал о нашей дочери Полине.

16.05.2019

Комментарии ( )

Не мелочи жизни

Я родился в Ленинграде и первые годы жизни прожил там.

14.05.2019

Комментарии ( )

О городе - в новом формате

Газета для старшеклассников и родителей "Классный репортер" расскажет вам о "новом" Магнитогорске.

07.05.2019

Комментарии ( )

Концерт юных баянистов

У преподавателя класса баяна детской школы искусств № 6 Александра Мордуховича состоялся традиционный отчётный концерт учащихся.

27.04.2019

Комментарии ( )

Заботиться и принимать заботу

В ноябре кафе "Ветеран" отметит двадцатилетие. Это особенное учреждение питания.

23.04.2019

Комментарии ( )

90 минут из жизни города

Центральная детская библиотека имени Н. Г. Кондратковской приняла участие во Всероссийской акции "Библиосумерки-2019".

Публикации

16.07.2011

Текст: Наталья Карпичева, поэт, кандидат филологических наук

Никакого волшебства

Поэт всегда восстанавливает связь между точками мира.

Существование и возраст поэта определяются не количеством прожитых лет, а способом генерирования языковой энергии, пристрастием тем или иным ритмам, размерам, темам. А посему тексты Николая Якшина - молодые и одновременно осененные осенью: "Никакого волшебства: // Чисто изморось повеет, // Сквозь худые рукава // Локотки берез белеют".

Его стихия - поэзия знаков, линий, изгибов, каждый из которых многократно проявится и отобразится в сложном, утвердив и построив это самое сложное. Такая поэзия локальна лишь в силу того, что она - о первоэлементном и из первоосновного. Это поэзия чистоты и света, не принимающая ничего громоподобного, устойчиво-постоянного: "От Магнитной горы, // Как от волчьей норы, // Кувырками лететь // Да креститься хотеть"…

Но истинная поэзия отстоит от утяжеленного свинцового глубокомыслия в той же мере, в какой наивность отстоит от невежества. Два века назад стихотворчество ходило под руку с вдохновением. Современная поэзия далеко не всегда связана с дыханием. А если и связана, то часто лишь с механическим раздуванием легочных пузырьков или жабер - в ней все меньше воздуха, ветра и ветряных мельниц. У Якшина же: "Не льдинкой тонкой, а дыханьем льдинки // Я воскурюсь по вешнему лучу". Говорить о сложном просто, - мудро. Еще мудрее - говорить шепотом, говорить молчанием: "Негромко истина живет. // Молчит, вина набравши в рот, // А то по улице тишком // От сих до сих идет пешком. // К речистым в гости забредя, // Она не выкажет себя, // Не взгорячится, не вскричит, // А улыбнется и - смолчит".

Смысловую сторону якшинского стихотворчества составляет эпичность, повторность, столь любимые ораторской поэзией века прошлого. Эти строки, произнесенные, не растворяются в воздухе, не падают на пол, но восходят, "воскуряются" и ни за что не исчезают. Так существует живое в ранних стихах Евтушенко, так оно уходит, не уходя: "Уже и сам он, как деревья, белый, // да, как деревья, совершенно белый, // еще немного - и настолько белый, что среди них его не разглядишь". У Якшина уходящие в неизвестном направлении пьяница и снег - идущий, но не падающий, снег, как жесткое дыхание: "Пьяница хихикнул: мол, зачем нам? // Шел как шел, со снегом обнявшись, // Бормоча тепло и задушевно: // "Ты, браток, не падай, ты держись".

В световом тоннеле текстов в качестве водяного знака присутствует неявленная трагичность. Но трагический ли поэт Якшин? Истинная поэзия всегда трагична. И всегда ищет света. Поэт и есть сама трагедия, сам свет. Ощущение жесткого дыхания мира и легкого - порой до невыносимости легкого - своего, чувство потерянности и растерянности, покинутости людьми и Богом, непонимания и недиалога с собственной душой как уже пережитой и принятой личной трагедии: "Это душа расстается с телом - // Так, на часок, // Нить серебристую, как паучок, // Из себя выпуская. // Вот ведь какая // В мире привязанность есть серебристая, // Чистая". Поэзия, идущая по тонкой ниточке, - само равновесие. Поэзия на ниточках - спектакль, в котором марионетки подчас более живые, чем кукловоды и зрители. Прошлое-настоящее, верх-низ, душа-тело, - поэт прислушивается не к магистральным звукам, но считывает водяные знаки укромных уголков бытия. Его реальность - "лук на полу, мышка в углу, синяя ваза на подоконнике белом", но не бытописание, а описание бытия, восстановление связей между точками мира.

Николай Якшин, как истинный и истый поэт, сомневается в подлинности если не своего таланта и пути, то - своего слуха и зрения. "Но есть один предел // Бодрящей похвальбе. // Там жизнью поросло // Глухое Слово Божье, // А что, если оно // Запрятало в себе… // А что, если само // То Слово было - ложью?.." Однако, чего больше в этом "Глухом Слове Божьем", - недоверие к произнесшему голосу или к воспринявшему слуху?

Рецепты вечности для поэзии не созданы. Проблема поэтической подлинности неразрешима. Поэзия может жить без своего создателя, создатель без нее - нет. Поэта любят не за стихи, а в стихах. И в этом смысле он обречен, потому что создатель меньше, уязвимее своего создания и неизбежно приходит к отрицанию всего насущного. Приблизившись к вечности, поэт остается один. И он не страшится одиночества, не жалуется, но - принимает его. У Николая Якшина: "Ни шороха в ночи, // Ни грома с облаков. // Ни камня на пути, // Ни камешка в ботинке // Я жизни отхлебнул // И жизни не боюсь, // И что мне за нужда // Подслащивать осадок"…

Возраст якшинской поэзии - тот возраст, когда вопросы полупустого и полуполного стакана - уже полувопросы и даже вовсе - неинтересные, ненужные, решенные и отброшенные. Каллиграфия его текстов - линии октября и первых заморозков, теплого трепетания комочка души под ребрами, взгляда на прошлое, настоящее и будущее сквозь светлые очки: "Чисто, блекло, хорошо, // Не крикливо и не гулко. // Я надвину капюшон // И пойду по переулку".

Комментарии к статье


 
Яндекс.Погода
 

Фоторепортажи


    Реклама

Система Orphus
Яндекс цитирования службы мониторинга серверов
Я принимаю Яндекс.Деньги
ГЛАВНАЯ
АРХИВ
РЕДАКЦИЯ
РЕКЛАМА
КОММЕНТАРИИ
ФОРУМ
ПОИСК

© АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». (2005-2018).
Адрес редакции: 455038, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 124/1, телефоны редакции: +7 (3519) 39-60-74, 39-60-75, 39-60-76, 39-60-78, 39-60-79, 39-60-87.
E-mail: inbox@magmetall.ru
При воспроизведении материалов «ММ» в печатном, электронном или ином виде, ссылка на «Магнитогорский металл» обязательна. За достоверность фактов и сведений ответственность несут авторы публикаций и рекламодатели. Редакция может не разделять точку зрения автора. Письма и рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Дизайн – Анфёров Артем.
Редактор сайта – Кудрявцева Ю.В.
Разработка – Серебряков С.А.