Международный фестиваль видеопоэзии «Видеостихия» (12+), организованный Центром визуальной культуры «Век» объединения городских библиотек, состоялся в третий раз. Можно смело утверждать, что он стал одним из узнаваемых брендов культурной Магнитки. Подведение итогов шло в формате онлайн-трансляции, которую вели идейные вдохновители и главные организаторы – поэт, филолог, учёный Наталья Карпичева и литератор, режиссёр Игорь Гончаров.
Пожалуй, из всех значимых магнитогорских творческих проектов «Видеостихия» меньше всего пострадала от ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Если работы присылают по Интернету, то почему бы и жюри не выносить свой вердикт, общаясь виртуально? Благо современные технические возможности, доступные большинству россиян, это позволяют. Так, Максим Кальсин, бывший главный режиссёр Магнитогорского театра имени
А. С. Пушкина, а ныне – главреж Омского театра драмы «Пятый театр», сохранил дружбу с фестивалем видеопоэзии, у истоков которого он стоял. Радует, что Максим Георгиевич остался в команде. Среди его особенно запоминающихся высказываний – мысль о том, что возрастание профессионального уровня при создании поэтических видеороликов ведёт к меньшей тяге к экспериментам – будто Каннский кинофестиваль превратился в «Оскар». Слушая его, думала: эта дилемма – «набитая рука» в ущерб оригинальности – касается, вероятно, всех сфер жизни. Найти золотую середину непросто…
Председатель жюри, первый секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко подчеркнула:
– Именно режим онлайн для конкурса-фестиваля, где соединяются поэтическое слово, музыка, кино, стал идеальным и расширяет аудиторию до размеров страны.
Хочется добавить: и всей планеты. География «Видеостихии» простирается от Симферополя до Хабаровска, от Костаная, Казахстан, до испанского острова Майорка.
На конкурс в этом году участники от 14 до 65 лет подали 166 заявок.
Светлана Василенко отметила, что если в 2019 году тема смерти преобладала, словно видеопоэты предчувствовали пандемию, то сегодня участников конкурса захлестнула жажда жизни.
О международном уровне работ говорила и член жюри «Видеостихии» – культуртрегер, филолог, член Союза российских писателей Татьяна Таянова. По её мнению, планка фестиваля поднялась гораздо выше предыдущих сезонов.
Основными номинациями традиционно стали «Классика жанра», «Современная поэзия», «Поэзия Урала». В год 75-летия разгрома фашизма учредили номинацию «Моя Победа». Дополнительными номинациями от партнёров «Видеостихии» стали «Маяковский сегодня» от Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского из Санкт-Петербурга и «Русский авангард» от Российской государственной библиотеки для молодёжи из Москвы. Множество спецноминаций позволило отметить авторов достойных работ. Так, клип Даны Курской из Балашихи на собственное стихотворение «Касьянов день» удостоен спецдиплома «Анатомия бессознательного». Пользуясь случаем, призываю читателей «ММ» найти в Интернете стихи Даны. Она потрясающе тонкий и в то же время мощный лирик, один из любимых мной современных авторов. Дана Курская симпатична тем, что не только продвигает своё творчество, но и организует интересные литературные события. Созданное ею издательство «Стеклограф» – огромная работа во имя того, чтобы настоящая поэзия находила больше читателей.
Скажу ещё об одном многогранном современном авторе, с творчеством которого легко встретиться с помощью Всемирной Паутины. Москвичку Камиллу Лысенко открыла для себя благодаря «Видеостихии-2019». Нашла её видеоклипы, мастерски снятые, и задумалась: выиграют или проиграют её экспрессивные тексты, будучи перенесены на бумагу? И да, и нет. Да – потому, что ярче они звучат в исполнении артистичной красавицы Камиллы, в сплаве с музыкальным и видеорядом. Нет – потому что это не текстовки для клипов, а поэзия, трогающая душу. Замечательно, что Камилла Лысенко и в этом году блеснула на «Видеостихии» – эта среда для неё родная. Победе в номинации «Современная поэзия» удивляться не приходится.
В номинации «Классика жанра» лучшей стала Ирина Казанцева из Барнаула, в номинации «Поэзия Урала» отличился петербуржец Владимир Юхно, диплом первой степени в номинации «Моя Победа» получили Виктор Меркулов и Дар Шиляев из города Строитель Белгородской области, а «Маяковский сегодня» особенно ярко прозвучал у Данила Тимукова из Чебоксар. Победители главных номинаций получили денежные призы в размере десяти тысяч рублей, обладатели спецдипломов – призы и памятные подарки.
А как же магнитогорцы? Помнится, Игорь Гончаров не стремился к широкому освещению в СМИ зрительского голосования, – зная отзывчивость земляков и их умение поддержать своих, он хотел, чтобы голосовали те, кто действительно посмотрел клипы участников и честно выбрал лучшее. И это правильно – магнитогорские участники были в равных условиях с остальными. Тем большую гордость вызывает то, что наши оказались на высоте.
Руководитель Центра визуальной культуры «Век» Наталья Карпичева не скрывает радости:
– Особенно приятно видеть среди победителей магнитогорцев. Студентка МГТУ Валерия Горкун в нелёгкой борьбе взяла номинацию «Русский авангард», а Оксана Барышева из академического лицея получила диплом победителя третьей степени в номинации «Моя Победа». Разнообразие работ стало ощутимее, и видеопоэзия как жанр начинает выкристаллизовываться из абстрактного понятия в осознаваемое явление современного искусства, в некий востребованный душой зримый образ со своим смысловым ядром.
Подробно описывать работы участников – занятие бессмысленное. Тем более что желающие могут ознакомиться с роликами лауреатов в группе фестиваля видеопоэзии «Видеостихия» в социальной сети «ВКонтакте»: https://vk.com/if_videostihiya.
Видеопоэзия – один из наиболее стремительно развивающихся синтетических жанров современного искусства. Клиповое мышление, визуальный канал восприятия информации как основной, тяготение к малым формам искусства и любовь к эффектам – всё это говорит о современных подростках и молодёжи. Но видеоряд становится мостиком к поэтическому слову. Аниме, слайд-шоу, артхаус… Стилистические и жанровые приёмы могут быть разными. Главное – не буквальное иллюстрирование стихотворения, а проникновение в глубинные его смысловые слои, выстраивание ассоциативных цепочек. И тогда воображение зрителя поднимается на новые вершины сотворчества.