Почти за четверть века МУ "Центр социальной помощи" превратился из небольшого учреждения со штатом 20 человек в мощную структуру, где работают специалисты нескольких направлений. Люди приходят со своими тревогами, страхами и конфликтами, просят совета в воспитании ставшего "вдруг" непослушным ребёнка, наладить разладившиеся отношения с любимым человеком, исправить совершенные в прошлом ошибки. Да мало ли проблем у современного человека.
Обычно на месте психолога представляется женщина - таковы стереотипы общества. В центре социальной помощи этот стереотип разрушается - здесь работают и мужчины-психологи. Один из них - Виталий Пятунин (на фото), кандидат педагогических наук, психолог-консультант с 25-летним стажем. Более двадцати лет он отработал в системе высшего образования, был доцентом, затем профессором кафедры психологии развития личности. Так получилось, что в разговоре с мужчиной-психологом затронули "мужскую" тему отцов и детей.
- Для женщины стать мамой - процесс естественный, что называется природно обусловленный, - уверен Виталий Пятунин. - И совсем не случайно девочки ещё в детском саду с нескрываемым удовольствием играют в куклы, одевают-раздевают, укладывают их спать, кормят с ложечки. Словом, все как у взрослых. А вот у мальчиков с процессом подготовки к отцовству всё сложнее. И дело здесь не только в том, что определённые физиологические процессы - вынашивание ребёнка, роды, кормление грудью - это не мужское дело, просто каждая эпоха формирует свой культурный идеал отца, отводя папам, отчимам или опекунам всё новые и новые роли в воспитании.
Отцы очень долго оставались на задворках процесса воспитания собственных детей. Сегодня доказано, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. По мнению Виталия Пятунина, именно влияние отца наиболее значимо при формировании у ребёнка ответственности, потому что отцы придают большое значение развитию самостоятельности подростка, предоставляют ему возможность не только самому принимать решения, но и отвечать за свои действия. Дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой по сравнению с теми, у кого отношения с отцом не складываются.
- Проблемы мальчиков, воспитывающихся без отцов, коренятся в том, что им в качестве примера для подражания навязывается женская модель поведения, - сетует психолог. - В подростковом возрасте, пытаясь утвердиться как мужчина, мальчик начинает отвергать такую модель, это ведёт к дезорганизации поведения и трудностям в развитии личности. Но и для девочки отец необходим, но в несколько ином качестве. Девочка становится уверенной в себе девушкой лишь в зеркале взгляда и отношения к себе со стороны бескорыстно любящего её мужчины - отца. Кроме того, для построения женской идентичности девочке важна возможность оттолкнуться от противоположной гендерной модели, соотнести себя с ней. А лучше всего такую модель может представить именно отец.
Виталий Александрович привёл недавний случай, когда на консультацию к нему пришла женщина и рассказала историю своей жизни. История грустная, но, к сожалению, нередкая, а потому поучительная. "Моя дочь никогда не видела своего отца, - рассказала женщина. - Так уж получилось. Сейчас я личную жизнь устроила. А вот дочь, ей 14 лет, стала совершенно неуправляемой: дерзит, школу прогуливает, высокомерная, со сверстниками отношения наладить не может. Я её понимаю - синдром красивой девушки, ищет принца"… А вот у дочери, которая позже пришла к специалисту, о своей внешности оказалось совершенно другое мнение: она считает себя дурнушкой. Комплексует, шарахается от парней - боится, что засмеют, жутко завидует своим "более красивым" одноклассницам, у которых с парнями всё получается легко и просто. В вопросах оценки внешности мама для девочки оказалась слабым авторитетом, а мнения папы, того самого бескорыстно любящего мужчины, она никогда не слышала. А оно ей так необходимо.
- Отцовская поддержка в воспитании девочек долгое время недооценивалась даже наукой, - признаёт Виталий Александрович. - Хотя она очень важна для девочки: самооценка женщины в большей степени зависит от мнения отца, чем от мнения матери. Вот почему отцам надо понимать, что нельзя воспитывать девочку как мальчика. Даже если папе очень хотелось сына.
И рассказывает другой случай. Родилась в семье дочь. Родители очень обрадовались, выбрали девочке красивое имя. Когда подросла - отправили в танцы. Родилась вторая дочь. Ну что ж, две дочки - тоже неплохо. Чуть подросла, отправили в художественную гимнастику. Третий ребёнок, вопреки надеждам, тоже оказался девочкой. Ей дорога была уготована в секцию восточных единоборств. Мужчина, пришедший на приём к психологу, говорит, что очень уж сына хотелось, поэтому и растит "пацанку". Если он не поймёт свою ошибку, у дочки в будущем будут серьёзные психологические проблемы.
- Сегодня нередки случаи, когда отец не живёт со своими детьми. К тому же, распространение получает практика рожать ребёнка "для себя", не желая или не имея возможности создать нормальную семью. Последствия часто бывают печальными, хотя и проявляются далеко не сразу, порой тогда, когда ничего исправить уже нельзя, - предупреждает Виталий Пятунин. - В доме, где нет мужчины, мальчики чаще всего вырастают женственными, им трудно утвердиться среди сверстников. Да и взрослая жизнь требует от мужчин иных качеств, чем те, что смогли воспитать в них любящие мамы, заботливые бабушки и профессиональные няни. А девушкам, которые воспитывались в семье без папы, нелегко найти достойного партнера - у них не было перед глазами образца мужского поведения. Отсюда сложности в налаживании отношений со сверстниками противоположного пола. А выйдя замуж, они быстро разочаровываются в партнёре. Им часто трудно бывает сохранить семью, ведь они не знают, как в повседневной семейной жизни должны вести себя мужчина и женщина, муж и жена, мама и папа. У каждого в жизни своя роль, но исполнять её нужно учить в детстве, на правильных примерах, а не на словах.