То, что сама я в своей судьбе называю «бытием с переподвыподвертом», окружающие именуют не иначе как интересной жизнью – с восхищением в глазах. Но порой самая противоречивая ситуация действительно даёт в итоге кучу впечатлений и положительных эмоций – в том числе, вынесенных на страницы «ММ». Таким, собственно, получился и отпуск этим летом, случившийся по традиции спонтанно и совершенно без настроения.
Хотелось просто отлежаться на диване и «устать от лени» – но ребёнка надо бы вывезти к морю. Не хотелось ни с кем общаться – но маму и сестру, проводивших лето в Геленджике, не видела уже полгода, и сын просился повидать родных. Душа робко просила чего-нибудь экзотического и далёкого – но летать самолётами российских авиакомпаний из-за санкций в последнее время боюсь. В голове несколько вариантов: Краснодарский край или Узбекистан – лучший друг мужа как раз в эти дни уехал туда, но тамошние августовские «плюс сто» без моря представлялись адом. Рассматривали Казань и Йошкар-Олу, Москву и Питер, Калининград… В итоге решили: садимся в машину и едем в сторону юга, по дороге разберёмся и свернём, куда нужно.
На всякий случай с собой взяли загранпаспорта – вдруг из крупного города улетим иностранным перевозчиком в ту же Турцию. Но цены на путёвки неприлично дороги даже из Москвы. И – возможно, мы могли бы себе позволить потратить четверть миллиона за неделю на троих, но… Платить такие деньги за то, что ещё два года назад и ста тысяч не стоило, посчитали, мягко говоря, глупостью.
Где-то под Уфой совершенно спонтанно пришла мысль: а почему не Грузия?
Ездили туда пять лет назад и влюбились в страну. Были там без сына – в восемь лет ему было интереснее остаться с бабушкой и тётей в Краснодаре, чем таскаться с нами по жаре, а в 13 лет он дорос, наконец, до путешествий. Звоним коллеге – знатоку Грузии, исколесившему её вдоль и поперёк, Виктору Рамиху. Интересуемся отношением к россиянам ввиду ситуации в мире – не хочется испортить отпуск «плевком официанта в суп». Витя заверил, что это – не про грузин: даже имея претензии к государству, к человеку они очень гостеприимны. Второе: с какой валютой ехать в Грузию? С долларами, конечно, удобнее, но и рубли прекрасно меняют на местные лари.
Вы не поверите, но популярнейший сайт – агрегатор отелей «Букинг», несмотря на санкции для нас, работает – правда, частично: российские отели здесь не забронировать, а заграничные – пожалуйста. Но по международным картам или, если таковых у вас нет – за наличный расчёт на месте. В Грузии, Турции и прочих популярных среди русских странах таких предложений полно. Маршрут поездки формируем моментально: сутки в любимом районе Авлабари в Тбилиси, потом – неделя в Батуми, пара дней в Уреки на чёрных песках и – снова Тбилиси, теперь уже на четыре ночи. Единственная сухопутная граница России с Грузией – КПП «Верхний Ларс» близ Владикавказа, мы там не были – решили остановиться на пару дней и в столице Северной Осетии.
Рубли в Грузии действительно «работают», но только наличные, карты российских банков – никак и нигде. Почему-то решив не покупать доллары, едем в Волгоград, где дороги в Краснодар и на Кавказ расходятся, нам – на Элисту и Дагестан. На подъезде к Сталинграду понимаем, что совершили большую ошибку, не забронировав отель заранее – надеялись проехать как можно дальше и остановиться где-нибудь по дороге: пока можешь – едешь, устал – снял ночлег. Но абсолютно все гостиницы – от «дорого-богато» до дешёвых грязных мотелей – переполнены. Даже ресепшн не работает – просто надпись на закрытой двери: мест нет. Ибо стык июля-августа – туристический бум: одни ещё едут в отпуск, другие уже возвращаются. Что делать – решаем ехать «до победы».
К рассвету подъезжаем к Элисте. В утреннем сумраке едем мимо знакомого буддийского хурула, памятника «Золотой всадник», золотой обители Будды Шакьямуни… Может и позволили бы себе на денёк задержаться в городе, который полюбили два года назад, и вновь погулять по уютным улочкам, но – и здесь все гостиницы заняты. Едем дальше: судя по навигатору, ещё 500 километров – и Владикавказ.
Снова заправляемся на каких-то «русснефти» и прочих «лик-ойлах», сотворённых по образу и подобию федеральных компаний, так и не «дошедших» до Кавказа. Снова леденят душу указатели на Аргун и Беслан, проезжаем через Будённовск, печально известный захватом бандой Шамиля Басаева больницы в июне 1995-го, и даже хочется найти руины и тихо постоять у них в память о жертвах теракта – почему-то думала, что после такой трагедии больницу не восстанавливали, оставив «убитой» в назидание потомкам. Но, оказалось, отремонтированная, она работает – наверное, это правильно.
В Северной Осетии нас встречают горы и селения: дома архитектурой небогатые, но большие и добротные. Женщины, несмотря на православную веру, с покрытой головой и в длинных платьях. Дороги на улицах широкие, у обочин домохозяйки продают ароматные помидоры и перец, вишню и малину – поздняя, она мельче ранней летней и не такая сочная, но – сын любит, да ещё и стоит сто рублей за литр – останавливаемся, покупаем и её, и помидоры, и перец, и зачем-то лук…
– Вы в Грузию, наверное? Или в Турцию? – щедро добавив к покупке пару лишних помидорин бесплатно, добродушно интересуется женщина, которой помогает молчаливая беременная невестка. – Много тут таких: через Грузию в Турцию едут. Странные они, конечно: у нас так красиво – почему не остановятся?
Дорога меж осетинскими селениями очень живописна: в степях прямо из сочной травы «растут» горы
На них пасутся бараны и коровы, горные «бока» засажены ровными рядами деревьев… Но – не Дагестан, с красотой гор которого пока не нашли ничего сравнимого, при всём уважении к прочим регионам.
В полдень мы уже во Владикавказе и, пока готовится наша квартира после предыдущих жильцов, бродим по центральной «гулятельной» улице города – проспекту Мира, покупаем в ларьке мороженое. Мимо едут расписные трамвайчики – это традиция города. Есть трамвай – барс, это символ Северной Осетии, есть расписанный мультяшными героями детский трамвайчик-кафе, в нём меж скамейками, повёрнутыми друг к другу, стоят столики... На проспекте Мира трамвай – единственный транспорт, рельсы вдоль проспекта уходят в красивейшую перспективу горы Столовой – главной природной достопримечательности Владикавказа, героини тысяч картин и фотографий. Правда, снять её идеально удаётся редко: когда пасмурно, мешают низкие облака, наполовину «съедающие» гору, зимой роскошь скрадывает снег… Нам помешала дымка расплавленного летом воздуха.
Зато много другой красоты: двухэтажные домики в европейском стиле, среди них даже красавец гранд-отель «Александровский» своей роскошью выглядит бельмом в глазу. Широкие кованые балконы – как в Батуми и Тбилиси, часто-часто дома утыканы кафешками, они всегда заполнены – хотя, говорят, туристов не так много, ведь город – всего лишь транзит в пути к Верхнему Ларсу...
Однако проспект Мира всегда полон: сегодня выходной, потому полно молодёжи, а в будни это царство подгузников, колясок и домино. Пока бабушки гордо выгуливают внуков, их мужья, сбившись в кучки, выстраивают из костяшек доминошные фигуры. Картинка, приведшая в умильное изумление: дед с годовалой девчушкой, она тянет ручки к его «Ладе-Калине», и, не дёрнув даже бровью, он спокойно ставит внучку на капот, осторожно поддерживая, пока малышка гуляет по машине.
– Ребёнок захотел, кто я такой – запрещать? – смеётся на наш немой вопрос. – Так редко вижу внучку – дети в Москве живут, только на лето её нам «отдают». Вот, балуем, пока можем.
Забегая вперёд, отмечу, что гуляющих по машинам детей во Владикавказе видели частенько – видимо, такая тут культура отношения к малышам. Наконец, заселяемся и без ног от дорожной усталости валимся спать – остальные впечатления «соберём» после.
Продолжение следует.