Жалобы на необоснованные накрутки начали появляться в социальных сетях. Причём цены на отдельные позиции выросли в пять–шесть раз. Так, один из подписчиков группы «Чёрное и белое» в социальной сети «Вконтакте» сообщил, что в магазине автозапчастей ему предлагали купить масляный фильтр, который раньше стоил от 500 до 800 рублей, за 4800. При этом у официального дилера он нашёл искомую позицию за 1290. Но цена все равно выросла более чем в два раза.
Продавцы объясняют подорожание не только резким скачком курса доллара, но и нестабильностью ситуации в целом. Когда цены меняются буквально на глазах, никто не хочет рисковать и делает максимальную накрутку. Так, портал Autonews.ru ещё на прошлой неделе сообщил, что большинство поставщиков запчастей повысили цены в 1,5–2 раза. Об этом изданию рассказали в Ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих. «Продавцы не знают, когда им возобновят поставки, поэтому будут распродавать то, что есть, с максимальной маржинальностью», – цитирует издание представителей АДАК. И если на стоимость продуктов питания ещё как-то может повлиять антимонопольная служба, то рынок автозапчастей не подлежит госрегулированию, так как является конкурентным, сообщили в УФАС Челябинской области.
– Сейчас на ремонте стоит перевёрнутая «Шкода», – рассказывает мастер по кузовному ремонту Евгений Белихов. – Заднее крыло нужно было заказать, оно стоило 16000 рублей. Сейчас 100000 – и это закупочная цена. Переднее крыло стоило 7000 рублей, сейчас в закупе так же 100000. Другой пример: делаем ремонт Audi A4, поршень стоил 7000. Сейчас – 20000. Там нужно восстанавливать двигатель, если до нового года аналогичный ремонт обошёлся клиенту в 350000, то сейчас боюсь озвучивать сумму с учётом запчастей. Он может составить около 700000 рублей. При условии, что сама машина стоит около миллиона, смысл ремонта теряется. Цены меняются на глазах. Нужно было заказать крыло, стоило 7000 руб-лей. Клиентка согласилась, перевела предоплату. Через час захожу на тот же сайт, чтобы сделать заказ, а оно уже 8500. Это официальные поставщики, официальные сайты, с которыми работают автосервисы, они выкупают запчасти со складов в Москве. Цены выросли на запчасти всех производителей, и японских, и европейских. На отечественные марки тоже, но не так сильно, как на иномарки. Не знаю, зачем делают накрутки. Либо для того, чтобы сохранить свой склад, либо чтобы нажиться на текущей ситуации. Ни один здравомыслящий человек не будет покупать запчасти за такие деньги.
При этом, отмечает специалист, в наличии есть запчасти на все модели. Но из-за роста цен у оптовых поставщиков автосервисы переходят к поиску запчастей на «Авито». Аналогичная ситуация и с расходниками. Фильтр, который раньше стоил 500 рублей, сейчас продаётся за 1100–1500. Масло подорожало почти в два раза – если раньше сервис один литр продавал по розничным ценам за 710 рублей с учётом 30-процентной накрутки, то сейчас только закупочная цена на него – 750.
– Цены на сами работы поднимать планируем, но пока не можем этого сделать, – добавляет мастер. – С такой стоимостью запчастей, если ещё и стоимость работы повысить, потеряем клиентов.
Он также отметил, что постоянные клиенты просили заранее заказать расходники.
О том, что автовладельцы начали заказывать про запас фильтры, тормозные колодки, диски, лампочки для фар, писал и портал Autonews.ru.
В целом же Евгений полагает, что сейчас паниковать смысла нет – ситуация должна прийти в норму, и стоимость автозапчастей снизится.
В другой мастерской сообщили, что подняли цены и на сами услуги.
– По пунктам сервиса в Ленинском районе, более-менее известным, включая наш, повысили в среднем стоимость работ на 20 процентов, – рассказал владелец. – Обычная процедура ТО теперь обойдётся в 10–12 тысяч рублей, и это только запчасти и расходники: масла, свечи, фильтры. Думаю, грустить не стоит, приятного мало, но все как ездили на машинах, так и будем ездить.
Добавим, по мнению экспертов, в перспективе решит проблему с дефицитом автозапчастей переход на неоригинальную китайскую или турецкую продукцию. При этом одни специалисты уверены, что в условиях высокой инфляции и роста курсов валют автовладельцам не стоит затягивать с ремонтом автомобилей, поскольку цены могут вырасти непредсказуемо, а сервисное обслуживание у официальных дилеров рискует стать невозможным из-за остановок поставок запчастей и комплектующих. Другие же полагают, что сейчас остаётся бережно эксплуатировать машину и надеяться на скорое смягчение санкций.