Но иногда начинаешь задумываться: а кто тебя везёт: профессиональный шофёр или водила с небольшим стажем? Если в дороге всё в порядке, то такие вопросы не возникают. А если компетентность водителя вызывает сомнение, то опасаться за свою жизнь есть все основания. Кто же сегодня "рулит" рынком частного извоза?
Как рассказала сотрудница одной из служб такси Магнитогорска, в городе два вида этого транспорта. Первый - те, которые работают исключительно по лицензии, имеют свой парк автомобилей, штат работников. Перед выходом на линию автомобили проходят технический осмотр, а водители - медицинское освидетельствование. Таким образом, руководство такой службы такси несёт ответственность за свою деятельность. Транспорт этих компаний оснащён всем необходимым для перевозки любого пассажира, к примеру, детским креслом.
Второй вид перевозок - так называемая информационная служба. Это сетевые центры, которые набирают для оказания транспортных перевозок всех желающих подработать. Всё, что нужно для начала работы: машина, права на вождение автомобиля и телефон на базе "Андроид". Предрейсового контроля ни машина, ни водитель не проходят. Поэтому никто не может гарантировать, что к пассажиру не приедет автомобиль неэстетичного вида, в аварийном состоянии, а водитель - уставший, только что с основной работы, или того хуже - подшофе или под действием наркотических средств.
Конечно, такси первого вида можно назвать стопроцентно легальным, тогда как информационные центры действуют "на грани фола". Тем, кто в них работает, несомненно, удобно, относительно безопасно и выгодно. Оттого и высока популярность этого сервиса. Десяти-двенадцатипроцентная комиссия не слишком обременяет, а наличие большого количества заказов помогает заработать в удобное время. Нелюбовь лицензированных извозчиков к "сетевикам" оправдана: они отбирают у них львиную долю заказов. Но в последнее время и информационные центры переходят на более легальное положение: те, для кого такси стало основным видом заработка, оформляют лицензии и работают, имея приоритет перед другими водителями.
Почему большинство горожан предпочитают интернет-заказы? Ответ на поверхности: потому что там демократичнее цены. Второе: скорость исполнения заказа. Такси, работающие через программу на телефоне, подают транспорт быстрее, потому что заявка даётся водителю, территориально находящемуся в непосредственной близости от пассажира. Конечно, это сопряжено и с качеством работы. Действительно, водители на личных машинах бывают разные. Но, как заверили в одной из таких информационных служб, при устройстве на работу учитывается стаж вождения водителя, состояние машины, проверяется вся документация. Если в процессе деятельности есть оправданные жалобы, частные нарекания, то машина снимается с работы.
Среди горожан есть те, кто принципиально ездит только на лицензированных такси, а есть и другие, которым всё равно, кто везёт. Но и те и другие всегда могут, прежде чем сесть в машину, оценить, кому доверяются. Сомневаетесь - откажитесь от поездки. Тем паче если есть подозрение на адекватность водителя - в этом случае обязательно нужно сообщить в службу заказа.
В феврале этого года в Государственной Думе рассматривали вопрос об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях, которые должны в будущем навести порядок на рынке частных перевозок. Законопроект направлен на выдавливание с рынка так называемых "бомбил", которые отбирают хлеб у легальных таксистов. Поправки предполагают повысить штрафы за нелегальный извоз до 50 тысяч рублей. Как только прошёл слух об этом нововведении, такси стали проверять методом контрольной закупки. То есть пытались поймать водителей за незаконную предпринимательскую деятельность. Сами стражи порядка признаются: чтобы привлечь за это к ответственности, нужно привести железные доказательства, а это весьма непросто. Кроме того, за незаконную деятельность может быть наложен штраф, автомобиль могут поставить на штрафную стоянку до выяснения обстоятельств. А дальше стражи порядка могут лишь расписаться в бессилии из-за отсутствия рычагов воздействия. Ликвидировать службы заказа такси полиция не в силах. Согласно документам, такие компании не занимаются перевозкой пассажиров, а просто информируют водителей о том, что клиент нуждается в услугах перевозки.
Да, жёсткие меры в какой-то мере решили бы проблему. Случайные люди ушли бы из этого рода деятельности, а те, кто занимается извозом всерьёз, получили бы лицензии и работали на законных основаниях. Но вполне вероятно, что следствием этого стал бы рост цен на перевозки. А пассажирам это невыгодно.
Трудно сказать, в чём истинная причина того, что на нелегалов особого давления нет, - ни экономического, ни административного. Так, идёт шумиха для галочки. А уж на местном уровне эту проблему тем паче не решить. Понимая проблемы легальных перевозчиков, остаётся признать, что в условиях рынка им тоже нужно менять стиль работы, чтобы бороться за своего потребителя. Который, как ни крути, ищет, где ему выгоднее. Увы, но на одних призывах к жителям подумать о собственной безопасности тут не уедешь. В любой сфере жизни у нас сегодня можно напороться на брак: и купить подделку, и услугу некачественную получить… Так чем сфера такси отличается от всего остального? Здесь, как и во многом другом, остаётся полагаться на собственное чутьё, отношение к жизни, в том числе своей. Право выбора есть всегда, и каждый распоряжается им по своему усмотрению.