Это яркий, красивый, захватывающий спорт. Соревнования по мотокроссу - зрелище поистине незабываемое. Правда, долгое время поклонники мотоспорта были лишены возможности видеть старты спортсменов: стадион магнитогорского спортивно-технического клуба на левом берегу по адресу: Электросети, 2 был вынужденно закрыт - там запретили проведение соревнований из-за расположения на территории промышленной зоны.
В 2019 году, впервые за три года, в Магнитогорске вновь прошли соревнования - но уже в другом месте. Новую трассу для мотокросса открыли на правом берегу. Левобережный стадион по-прежнему остаётся основной базой спортивно-технического клуба, здесь проходят тренировки юных мотогонщиков. Здесь же в пятницу, 14 августа, и прошла встреча с журналистами. Участники рассказали и показали, как развивается этот вид спорта в Магнитке, несмотря на пандемию COVID-19.
- Администрация уделяет большое внимание развитию мотоспорта в Магнитогорске, - подчеркнул начальник организационно-массового отдела управления по физической культуре, спорту и туризму администрации города Павел Салимоненко. - Несмотря на то, что все технические виды спорта считаются довольно дорогими, из городского бюджета постоянно выделяются средства на приобретение техники, защитной амуниции, запчастей. За последние два года приобретены пять мотоциклов, горные и спортивные велосипеды. Большую поддержку магнитогорскому спортивно-техническому клубу оказывает ПАО "ММК", помогая приобретать мотоциклы. Но только покупкой оборудования дело не ограничивается. В 2018 году был выделен земельный участок в правобережной части города для организации трассы мотокросса по адресу: Тургенева, 11, площадью семь тысяч квадратных метров.
Трасса сертифицирована федерацией мотокросса России, на ней уже прошёл Открытый кубок Уральского Федерального округа
Планировались старты и этой осенью - суперкросс чемпионата России, но коронавирус нарушил планы. Павел Салимоненко выразил уверенность - занятия на правом привлекут в секцию мотокросса ещё больше желающих. Тем более, мотоциклы и форма для юных гонщиков предоставляются бесплатно. Привлекаются ли средства родителей? Исключительно по желанию. Запчасти и технику закупает учреждение. Но нужно понимать, что всё проходит в рамках бюджета, по тендерам. Если родители ждать не готовы, могут что-то приобрести самостоятельно. Впрочем, усилия и энтузиазм тренеров и родителей окупаются сторицей: в копилке магнитогорской команды только за последнее время - третье место в Всероссийской спартакиаде школьников, второе - в зимнем областном первенстве.
- Уже в этом году будет проведена подготовка к строительству подъездной дороги к трассе мотокросса, а также отсыпка спортивных площадок, обустройство отдельных элементов трассы, - уточнил Павел Салимоненко. - Средства в городском бюджете уже выделены. Переедем на правый берег - будет интереснее. В перспективе - пополнение клуба и тренерами, и техниками. Стадион на левом берегу останется как тренировочная база.
Впрочем, магнитогорскому мотоспорту ещё есть к чему стремиться. До "перестройки" в городе было семь команд. Сейчас осталась одна.
- В этом году прошла только одна гонка: в прошлое воскресенье в Каменск-Уральском состоялся Суперкубок России - рассказал руководитель секции мотокросса Виктор Коржов. - На квалификации Артур Ахмадеев показал второй результат, но из-за ошибки на трассе в итоговой гонке занял пятое место. Сейчас делаем всё для того, чтобы были и результаты, и зрители на стадионах. Когда-то трасса на территории Центрального стадиона собирала по пять-шесть тысяч болельщиков. Надеемся, новая трасса поможет привлечь горожан к мотоспорту. Планируем устроить земляные трибуны, уже есть договоренность - дадут 2000 сидений. Хотим поставить многоярусный амфитеатр, разработаны эскизы. Будет видно 90 процентов трассы - это очень хороший показатель.
Энтузиасты мотоспорта планируют, что мотокроссом всё не ограничится. На новой трассе смогут соревноваться и автомобилисты, и проводить соревнования по эндуро, лакроссу, картингу, маунтинбайку. Причём соревнования самого высокого ранга. В дальнейших планах - строительство административного здания спортивно-технического клуба, рассказал исполняющий обязанности руководителя МСТК Александр Бисеров.
Участие во встрече приняли и юные спортсмены: показали своё мастерство в рамках открытой тренировки. Самым маленьким, к слову, всего пять лет. Но они уже лихо закручивают виражи на мотоциклах объёмом 50 кубических сантиметров. Чем старше спорт-смен, тем выше класс: 65, 85 и так далее. Вся техника - на балансе спортивно-технического клуба. Занятия для детей бесплатны. Правда, эпидемическая обстановка вносит в тренировки свои коррективы.
- Пока, можно сказать, работали "на холостых оборотах", - объяснил Виктор Коржов. - Дети занимались по два-три человека, не было нового наборов.
Сейчас, на пороге нового учебного года, в секцию ждут начинающих спортсменов. Виктор Коржов отметил - готовы принять около 40 человек. Всего же на данный момент в спортивно-техническом клубе занимаются 60 детей и подростков.
Арсению Акуличу всего шесть с плюсом, тренируется в секции уже год. Пока в соревнованиях не участвовал, но усердно готовится к весенним стартам. На вопрос, чем нравится мотоспорт, начинает перечислять:
- Гонки, заезды, дрифты, по лужам ездить…
- Прыгать, - подсказывает папа Игорь Акулич. - Всё перепробовали, хоккей, футбол. Привезли сюда - и в первую-вторую тренировку уже поехал. Год занимается, всё нравится. Очень хороший коллектив: и тренеры, и техники, тренировки и на трассе - всё замечательно!
Если Арсений пока только начинает путь в большой спорт, то Артур Ахмадеев уже достиг значительных высот. Парню 16 лет, за плечами - 11 лет тренировок. В пятилетнем возрасте в секцию его привёл дедушка. Артур - четырёхкратный чемпион области, был вторым на российских гонках. Планы большие - успешно выступить на стартах в 2021 году, попасть в сборную страны и продолжить профессиональную карьеру. Для этого тренируется усердно четыре раза в неделю, и не только на трассе - общефизическая подготовка не менее важна для высоких достижений.
- Дома, на трассе тренируюсь в свое удовольствие, на соревнованиях - ответственность перед командой, - говорит юный мотокроссмен.
Правда, на вопрос о развитии мотоспорта в городе уточняет: хотел, чтобы в команде было больше участников, тренеров, техников, как, к примеру, в Челябинске.
Кстати, если кто-то думает, что мотокросс - спорт только для мальчишек - сильно ошибается. Есть в России такие наездницы, которые и в мужских гонках заявляются, да ещё и обходят "сильную половину". Виктор Коржов признаётся, что когда видит девчонок в гонке - отворачивается. Страшно смотреть, как они лихо летят по трассе. В магнитогорской команде тоже есть своя звёздочка. Антонина Недавняя уже два года осваивает железного коня. Были и соревнования, и падения. Даже перелом руки со смещением не отбил желания заниматься. Ждёт, когда появится мотоцикл на 85 кубов, говорит:
- Наверное, буду пускать папу на нём кататься. Летать я только учусь. Один раз упала сильно, даже в больницу пришлось ехать. А так, если ударюсь - постою, поразминаю место ушиба и еду дальше.
Остаётся, правда, у клуба одна серьёзная сложность. Ещё несколько лет назад для мотокроссменов было выделено семь спортивных ставок. Цифра небольшая, но она позволяла взрослым гонщикам продолжать тренировки и выступать за город. В прошлом году последние три ставки сократили. Теперь, если подросток хочет после окончания школы продолжать заниматься мотоспортом профессионально, выход один - уезжать из Магнитогорска.
- Желание вернуть ставки огромное, - отметил Виктор Коржов. - Планируем обсудить этот вопрос со спортивным управлением. Нужно сохранить команду. Сейчас сильнейшие вынуждены уезжать. А ведь многие воспитанники магнитогорского спортивно-технического клуба добились выдающихся результатов в мотокроссе, становились чемпионами России: Сергей Терентьев, Михаил Хомутин, Антон Шаров, Александр Шершнёв и многие другие. Ставки спортсменов есть в Челябинске, даже в Учалах. Уверен, что и эту проблему можно решить.