Каждый день на улицах происходят десятки аварий с участием транспортных средств. В основном это так называемые "лёгкие" ДТП, когда машины не получают большого ущерба и нет пострадавших. С 1 июля "разборки" при таких столкновениях будут проходить без участия сотрудника ГИБДД.
Вступили в силу поправки в ПДД, в числе которых конкретизация порядка действий водителей при дорожно-транспортных происшествиях. Начальные действия водителей остаются прежними: остановиться, выставить знак аварийной остановки. Дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы как можно скорее зафиксировать происшествие и убрать автомобили с проезжей части, чтобы они не мешали движению. То есть сфотографировать, снять на видео объекты аварии, следы и предметы, имеющие к ней отношение. Первое изменение: теперь не нужно будет заручаться показаниями свидетелей, если в ДТП никто не пострадал и нет разногласий относительно обстоятельств происшедшего.
Как правило, участники ДТП предпочитали вызвать сотрудников ГИБДД, считая, что это гораздо надёжнее, чем самостоятельно заниматься сбором фактов аварии. Но в большом городе ДТП так часты, что стражи порядка не успевали переезжать с одной аварии на другую.
Чтобы упростить процедуру оформления незначительного ДТП, несколько лет назад у водителей появилась альтернатива: европротокол. По нему можно действовать, если нет пострадавших, в аварии участвовали два автомобиля, у каждого из которых есть полис ОСАГО, водители не имеют разногласий по поводу того, кто виноват в ситуации, и ущерб не превышает 50 тысяч рублей или 25 тысяч, если полис ОСАГО оформлен до 1 августа 2014 года. Но многие водители европротоколу то ли не доверяют, то ли не хотят возиться с оформлением, боясь что-то сделать не так, и по старинке предпочитают дожидаться экипажа ДПС.
Интересно, что новые правила достаточно детально прописывают многие моменты, которые могут возникнуть, чётко оговаривают, в каких ситуациях прибегать к помощи сотрудников ГИБДД, но вовсе не упоминают об ещё одной возможности. Речь о привлечении к "разбору полётов" аварийных комиссаров. Именно эти специалисты сегодня способны облегчить задачу при совершении ДТП: приезжают оперативно, профессионально составляют схему аварии, детально объясняют, какими должны быть дальнейшие действия участников аварии.
- Аварийный комиссар представляет страховую компанию, - объяснила Татьяна Курбакова, аварийный комиссар с многолетним стажем. - Любая уважающая клиентов СК предпочитает иметь штатных комиссаров или заключать договор со сторонними "аварийщиками", которые прибудут на место происшествия быстро и в любое время суток. Комиссар, разобравшись в ситуации, всегда готов объяснить участникам ДТП алгоритм дальнейших действий, чтобы не тратить лишнее время и получить компенсацию за ущерб в кратчайший срок и в полной мере.
Но здесь, обратила внимание Татьяна, необходимо быть внимательными при выборе аварийного комиссара. Как правило, к полису ОСАГО страховая компания прилагает координаты своего автопартнёра, который отработает по ситуации для застрахованного клиента совершенно бесплатно. Многие, считая, что сторонний платный аварийный комиссар будет защищать права с тем же рвением, заблуждаются. К сожалению, в последнее время появилось немало контор, оказывающих подобные услуги. И далеко не все они работают чисто. Вылавливают людей в ГИБДД после аварии, предлагают свои услуги. Сулят бесплатную независимую оценку, обещают представлять интересы… Только практика показывает, что страховые компании неохотно работают с "левыми" комиссарами, порой откровенно подолгу "динамят" с выплатами клиентов, воспользовавшихся их услугами.
И ещё один нюанс. С удорожанием в разы полиса ОСАГО немало автомобилистов приобретают дешёвые, фиктивные документы "для гаишников". Специалисты напоминают, что при простой проверке документов в городе или на трассе такой трюк, может, и сойдёт. А вот при ДТП, вызывай сотрудника ГИБДД и аварийного комиссара или не вызывай, с такой липовой бумажкой рассчитывать будет не на что.