Цена на бензин в России не зависит от стоимости нефти и биржевых колебаний. Ездить на обычном автомобиле - недешёвое удовольствие, а пересаживаться на маршрутки и трамваи хотят не все. Кто-то выбирает электротранспорт, кто-то - газ.
Метановые субсидии
"ММ" рассказывал о плюсах и минусах электромобилей. Их эксплуатация действительно выгодна, но сами машины дорогие, не любят холода и пока не отлажен вопрос с зарядкой. О двигателях же, которые ездят на газе, большинство горожан отзываются положительно. Ведь топливо в два раза дешевле, чем бензин.
Больше всего горожан волнует безопасность. И сомнения вспыхнули с новой силою после взрыва на Доменщиков. Ведь в ЧП фигурировал газовый баллон. Правда, специалисты заверяют, что просто так с ним ничего произойти не может. Там слишком толстый слой металла, а на случай расширения газа от нагрева закачка пропана прерывается на 80 процентах. Опасны старые баллоны, которые не проходили специальных проверок. Кстати, бытовые ёмкости для газа надо проверять раз в пять лет, автомобильные - каждый два года.
Решила получить больше информации в одном из городских сервисов, который специализируется на переоборудовании автомобилей. Там оказалось очень чисто и совсем не пахло газом. Две машины стояли с открытыми капотами, из них доставали какие-то запчасти.
- Это воздушные коллекторы, - пояснил Дмитрий Барабанов. - Проводку будем делать, установим газовые форсунки, редуктор, датчик уровня газа и ещё кнопку переключения с одного вида топлива на другое.
- А разве машина не полностью переоборудуется под газ? - интересуюсь.
Оказалось, что в мастерской делают двухтопливные автомобили, то есть они работают и на газе, и на бензине. Причём здесь предпочитают пропан. Метан дешевле в эксплуатации, но цена установки оборудования в два раза больше. Например, переделать "Ниву" под пропан будет стоить тысяч 30, а для метана - больше 60-ти.
Переоборудовать можно любую машину. Разным будет только объём баллонов - от 40 на некрупный транспорт до 150 литров для грузовиков. В автосервисе есть лицензия на проведение лабораторных испытаний, так что баллоны проверяют прямо здесь. Если всё в порядке, ставят клеймо и допускают к дальнейшей эксплуатации.
Дмитрий и сам ездит на такой машине. Говорит, одного баллона хватает примерно на месяц. Стоимость его заправки - 700 рублей. Водителям обычных авто этой суммы не хватит и на неделю. Правда, расход топлива оказывается больше - процентов на пятнадцать, а мощность падает процентов на 5-10. Зато цена газа - 17 рублей за литр. Бензином Дмитрий пользуется редко - когда заводит авто и в тех случаях, когда поблизости нет газовой заправки. Говорит, АЗС с пропаном очень много. А вот с метаном - большая редкость. В Магнитке он видел таких только две.
Между тем, в стране потихонечку реализуется программа перехода на альтернативное топливо и даже предлагают субсидии. Автовладельцы могут получить 27 тысяч рублей при переводе на ГБО легкового автомобиля и до 147 тысяч для магистрального тягача. Владельцам коммерческого транспорта могут выплатить 49 тысяч, автобусов - от 63 до 111 тысяч, в зависимости от размеров. Собственникам грузовиков обещают 114 тысяч. Эксперты отмечают, что это окажет положительной воздействие на экологию. Документ разработан Минэнерго России совместно с компанией "Газпром газомоторное топливо". Правда, переоборудование обычной легковушки стоит в два раза больше, чем дотация. Это потому, что программа касается метана. Он считается более безопасным, вряд ли взорвётся даже при ударе. И ещё это самое быстро возобновляемое топливо на планете.
Добавлю, пока программу реализуют не везде. Этим должны заниматься регионы, и надо, чтобы губернаторы подавали заявки на получение финансирования.
Сброс давления
По соседству оказался внедорожник. Водитель пояснил, что приехал на профилактику, которую надо делать через каждый десять тысяч километров. Разрешил посидеть в салоне и посмотреть, как там всё устроено. Особых изменений не увидела, пока не обратила внимание на "лишнюю деталь" - переключатель с подсветкой.
- Машина нагревается до 40 градусов и автоматически переходит на газ, - пояснил владелец авто. - Видите красный индикатор? Это сейчас автомобиль работает на бензине. И вот уже зелёный. Значит, перешёл на газ. Никаких изменений в работе двигателя при этом не происходит. Всё плавно. Можно в ручном режиме переключать. Нажимаем на кнопку, раздаётся звуковой сигнал - и, пожалуйста, выбрано нужное топливо.
- Не боитесь? Газ ведь, опасно.
- Бензин тоже может загореться и взорваться, - пожимает плечами водитель. - Надо вовремя проверять все соединения, шланги. Не игнорировать техосмотр. Это важно для любого транспортного средства.
Есть ещё мнение, что использование газа плохо воздействует на двигатель. Впрочем, вопрос спорный. Одни эксперты утверждают, что при использовании газа нагрузка на детали мотора снижается, и масло служит в два раза дольше благодаря отсутствию примесей. Добавляют, что газ примерно вдвое чище бензина. Ведь его разбавлять сложнее и дороже, проще продавать в том виде, что есть. Другие считают, что бензиновый мотор не предназначен для газа, и срок службы двигателя резко снижается. Есть и третье мнение. Эксперты утверждают, что газ оказывает плохое воздействие только на клапаны и головку блока. Но это может случится после 200-300 тысяч километров пробега. К этому времени переход на газ уже давно окупится или машина будет продана.
Специалисты советуют ставить ГБО на большие и "прожорливые" машины. И не переоборудовать новые. Ведь в этом случае перестанут действовать гарантии, и нельзя будет получить другие бонусы от автосалона. Лучше всего, если транспортное средство, работающее на газе, сделано на заводе. Пока таких предприятий и машин мало, но они есть.
- Переход на газ выгоден, если много ездите, - отмечает Денис, владелец маленькой "Оки". - Тогда более очевидна разница в цене и не жалко денег, потраченных на переоборудование. Периодически езжу из Магнитки в Питер. Здесь у меня мама, там - семья. На 2400 километров уходит около четырёх тысяч рублей. Конечно, бывают поломки, как и на любой другой машине. Но экономическая выгода затмевает все минусы.
В качестве минусов водитель с ГБО отмечают резкое сокращение места в багажнике. Впрочем, если машина большая, то баллон можно установить вдоль заднего сиденья, на боковой стенке, под днищем или на полу. При последнем варианте сверху делают фальшпол, он на 250 миллиметров выше штатного уровня.
Спросила у знатоков и о запахе газа - ведь на заправке этого наверняка не избежать. В автосервисе показали тонкую трубку из особо прочного термопластика с маленьким отверстием. Заверили, что стоят обратные клапана, и газ не выходит.
Водители отмечают, что иногда запах всё же появляется. Например, когда отсоединяется пистолет и стравливается небольшой излишек. Или при остановке автомобиля, когда перекрывается подача газа и его остаток в редукторе-испарителе сбрасывается в атмосферу. Специалисты пояснили, что запах газа может появиться при использовании некачественных материалов или недобросовестной работе при монтаже. Такое случается и при установке оборудования, уже бывшего в употреблении - с плохими мембранами, стёршимся штоком на форсунках. Порекомендовали при наличии явного постоянного запаха перекрыть подачу газа на баллоне с помощью специального запорного вентиля и обратиться в автосервис. Некоторые собственники авто с ГБО проверяют утечки с помощью мыльного раствора или специальной пены, но лучше всё-таки довериться экспертам. И ещё - хорошо бы убедиться, что установлен клапан экстренного сброса давления. Иногда его убирают, чтобы увеличить объём баллона. Это очень опасно.
В РЭО ГИБДД Магнитогорска пояснили, что в месяц поступает примерно 50 заявлений на реконструкцию автомобилей. Большая часть касается установки ГБО. Без пакета документов, прописанного законодательством, зарегистрировать такое транспортное средство не получится. Перечень можно посмотреть на сайте автоинспекции или на первом этаже РЭО, около 101-го кабинета. Процедура может занимать от недели до месяца - в зависимости от расторопности собственника авто.
Специалисты рекомендуют проверять лицензию в организации, которая занимается переоборудованием, иначе это, во-первых, будет опасно, а во-вторых - незаконно. Штраф за использование незарегистрированного газового оборудования - 500 рублей, но могут назначить и арест до 15 суток.