Премьер-министр России Владимир Путин поручил министру транспорта Игорю Левитину разработать нормативные документы, в соответствии с которыми все перевозчики пассажиров будут обязаны оборудовать свой транспорт системой ГЛОНАСС.
Причем эта обязанность будет касаться всех, включая легковой транспорт. С 1 июля текущего года к ГЛОНАСС обязаны будут подключиться и перевозчики опасных, крупногабаритных и особо тяжелых грузов. Для этого предполагается внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях, а не выполнивших требование - штрафовать и лишать лицензий.
Первая попытка тотального введения ГЛОНАСС была предпринята в 2005 году и подкреплялась правительственным постановлением. Ничего путного тогда не вышло. В 2008 году последовала вторая попытка обязать перевозчиков установить оборудование. Но в полной мере эти постановления не выполнялись, потому что не хватало самого оборудования. Да и внедрение системы носило рекомендательный, а не обязательный характер, поэтому ответственности за невыполнение не предусматривалось.
Стоимость самого простого комплекта ГЛОНАСС начинается от 10 тысяч рублей. Но чтобы установить полноценный модуль, передающий сигнал на спутник и диспетчеру, придется выложить уже тысячу долларов и больше. Многие ли компании-автоперевозчики готовы на такие траты?
Безусловно, такое крупное предприятие, как ММК, давно использует системы спутникового слежения и контроля на транспорте. Так, в частности, еще несколько лет назад все "БелАЗЫ", работающие на руднике, оснащены этой техникой, позволяющей грамотно выстраивать логистику.
Как рассказал один из инженеров-техников одной крупной компании Магнитогорска, занимающейся пассажирскими перевозками, руководство предприятия давно задумывается об установке в автобусах систем спутниковой связи, навигации и слежения. Это удобно и для контроля маршрута движения транспорта, и для оперативного изменения маршрута в случае пробок или аварий. Но пока отечественный ГЛОНАСС проигрывает зарубежным GPS-навигаторам, и в первую очередь - в цене. Безусловно, жизнь заставит использовать новое оборудование, тем более что правительство страны активно подталкивает к этому.
А как быть с таксистами? Довольно часто можно встретить у водителей такси личные GPS-навигаторы. Но о тотальной установке комплексных систем ГЛОНАСС речи пока не идет. Во-первых, за чей счет устанавливать? Допустим, в крупных компаниях, обладающих своим автопарком, руководство, кусая локти и опасаясь штрафных санкций, выделит средства на закупку оборудования. Все-таки лицензия на пассажирские перевозки дороже, да и неприятности с органами ни к чему. А как быть с многочисленными мелкими компаниями, у которых в собственности только рации, а автомобили принадлежат водителям, оплачивающим компании лишь плату за выход на линию или за рацию? Вряд ли они кинутся сломя голову выкладывать по тысяче "зеленых" за отечественный ГЛОНАСС.
Многие, кстати, сомневаются в его надежности, особенно после недавнего неудачного запуска спутника этой системы. Специалисты, правда, уверены, что это издержки начального этапа: со временем все отладят, и оборудование заработает должным образом.
Готовить изменения в нормативные правовые акты и КоАП Игорь Левитин будет совместно с МВД, Минюстом, Минпромторгом, Минэкономразвития и другими федеральными органами. Как сообщают центральные СМИ, доклад о результатах должен лечь Владимиру Путину на стол уже в I квартале 2012 года. Оборудование ГЛОНАСС для перечисленных категорий перевозчиков станет обязательным с 1 июля 2011 года - именно этот срок указан в распоряжении премьера. Правда, дата начала применения штрафных санкций и других карательных мер к перевозчикам, игнорировавшим внедрение ГЛОНАСС, пока не обозначена. Скорее всего, это будет позднее лета текущего года. Ведь предстоит еще немалая бумажная волокита, связанная с изменениями технических регламентов, постановлениями и другими нормативными документами.
Как бы то ни было, воля правительства по повсеместному внедрению ГЛОНАСС прослеживается отчетливо и все сильнее. Отечественные производители уже вовсю ведут подготовительную работу к тотальному оснащению выпускаемых авто спутниковыми системами. А на днях Минтранс опубликовало проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает штраф при использовании транспортных средств, не оборудованных аппаратурой ГЛОНАСС. Цифры немалые: водителю транспорта грозит лишение 2,5 тысячи рублей, должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, предполагается штрафовать на 5 тысяч, а юридических лиц - на 50 тысяч рублей.