С каждым годом увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают водители мотоциклов и мопедов. Причем, несмотря на призывы Госавтоинспекции, многие взрослые идут на поводу у своих детей и дарят им скутеры.
А что? Вещь неприхотливая, можно хранить на балконе. Стоит недорого - от тридцати тысяч. Бензина много не потребляет - опять же, экономия семейного бюджета. Да и учиться на получение водительского удостоверения и ставить его на учет в ГИБДД не требуется.
Спору нет - аргументы веские. Однако в смысле безопасности подобные транспортные средства самые незащищенные на дороге. А если учесть нашу культуру вождения и уровень аварийности? Так какие доводы весомее, если речь идет о здоровье и жизни подростка?
- У меня внучка, восьмиклассница, все лето проводит в деревне у родственников. И мы ей еще в прошлом году приобрели скутер: удобно в магазин и в лес ездить, - поделился знакомый Владимир с тридцатилетним водительским стажем. - Но даже в мыслях нет, чтобы она выехала на этом "тырчике" на дорогу в городе - ведь зашибут насмерть! Сейчас такое движение - на любом танке только успевай уворачиваться. Чего уж говорить о "велосипеде с моторчиком".
Недавно инспектор по пропаганде ГИБДД Челябинской области Андрей Смирнов в очередной раз констатировал: число смертельных ДТП с участием скутеров растет. В сентябре недалеко от областного центра в автокатастрофе пострадали трое подростков на скутерах. В Магнитогорске два года назад трагически погибли две девочки, столкнувшись с многотонным грузовиком… И это лишь несколько фактов. Но, несмотря на трагедии, подростков на мопедах и скутерах на дорогах в теплое время года становится все больше.
- Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России неоднократно предлагал отнести скутеры к водительской категории "А" либо ввести для них отдельную подкатегорию, - сообщил Андрей Смирнов журналистам. - Пока безрезультатно. Между тем, за последние годы появилось огромное количество маломощных транспортных средств - мопеды, скутеры, квадроциклы. Однако требования, предъявляемые к их владельцам, оставляют желать лучшего.
Очевидно: скутер или другое маломощное транспортное средство, пока не попадающее ни под какую категорию на дороге, - такой же источник повышенной опасности, как и автомобиль. Но, в отличие от даже самой маленькой малолитражки, водитель мопеда ничем не защищен - ни подушкой безопасности, ни ремнем, ни кузовом. Даже в мелком ДТП он имеет все шансы на тяжелое ранение.
По действующему законодательству маломощные транспортные средства не подлежат обязательной регистрации и техосмотру. Этот пробел и позволяет подросткам гонять на скутерах, очень часто нарушая ПДД.
- "Скутеристы" - серьезная беда: ведь речь о безопасности наших детей. Мы регулярно проводим профилактические рейды, выявляя подростков на мопедах и скутерах, - рассказал начальник ГИБДД по Орджоникидзевскому району Виталий Иконников. - Но дальше беседы с детьми и родителями идти не можем - законодатель не обеспечил нас нормами, регламентирующими их права и, главное - обязанности на дороге.
Многие владельцы мопедов в ответ заявляют: в Европе, Китае и других странах скутеры очень распространены. И никто не переживает по этому поводу - все довольны. Простите, но в "европах" пешеход, сбитый автомобилем на "зебре", - трагедия почти национального масштаба. Зачем сравнивать изначально несравнимое?
Наступила осень, юные владельцы скутеров и мопедов сели за школьные парты. Их "стальные кони" перезимуют, а с приходом весны вновь помчатся по дорогам. Навстречу чему?..