Это одна из самых обсуждаемых тем среди автомобилистов в последнее время. Экспертное сообщество приняло инициативу неоднозначно.
Парадокс состоит в том, что если новые правила обретут законную силу, то владельцы стареньких отечественных автомобилей будут платить экологический сбор в гораздо большем объёме, чем обладатели шикарных иномарок. С другой стороны, наконец-то станет понятно - за что платить государству.
Как сообщали "Известия", ссылаясь на свои источники в Минтрансе РФ, там рассматривают возможность замены транспортного налога для автомобилей на экологический сбор. В аппарате профильного вице-премьера Аркадия Дворковича изданию подтвердили информацию об обсуждении такой инициативы. Её готовят в рамках развития транспортной стратегии до 2030 года. Она, в свою очередь, предусматривает снижение энергоёмкости транспорта и повсеместное распространение экономичных транспортных средств. Министр транспорта Максим Соколов уточнил: пока вопрос обсуждается на экспертном уровне, а министерство ещё не предлагало правительству замену транспортного налога экологическим сбором.
На самом деле, до сих пор водители не понимают, за что они платят. Эта тема обсуждается давно и с завидной периодичностью. Транспортный налог не только ни к чему не стимулирует автовладельцев, но и в масштабах государства не давал должных объёмов поступлений в казну. При чём тут лошадиные силы автомобиля? А если смотреть на вопрос с точки зрения экологии, то всё очевидно: чем больше наносишь вред природе, тем больше тебе придётся компенсировать это в денежном эквиваленте.
Многие эксперты единодушны в том, что рано или поздно правительство страны пойдёт на введение для автомобилистов экологического налога. Другого, по их мнению, не дано. Экологическая обстановка в крупных, особенно промышленных городах, очень тяжела. И весомую долю в загрязнение окружающей среды вносят именно автомобильные выхлопы. Учитывая, что автотранспорта на дорогах городов становится всё больше с каждым днём, экологический налог - закономерность.
Член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Александр Холодов заявил, что существующий транспортный налог не имеет никакого смысла. По его мнению, транспортный налог по своей сути - дань государству. Он привязан к мощности автомобиля и косвенно - к доходу владельца авто. На практике получается, что чем мощнее автомобиль, тем у него и стоимость больше. Это так. И владельцу приходится платить больше. А вот экологический класс при нынешней системе взимания подати не учитывается вовсе.
Другая сторона медали. С одной стороны, предполагаемый экологический сбор, которым предлагается заменить транспортный налог, будет стимулировать водителей покупать более экологичные автомобили. Но некоторые считают, что экологический сбор станет антисоциальным, поскольку владельцы подержанных отечественных "жигулей", которых в стране немало, будут платить больше, поскольку с экологической точки зрения они очень грязные.
По мнению руководителя Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, при проработке данной инициативы необходимо создать некую планку, дорожную карту, чтобы было к чему стремиться. Потому что, если не будет стимула сделать свой автомобиль более экологичным или заменить его на новый и щадящий природу, инициатива теряет весь смысл. Останется экологический налог, разделённый на классы автомобилей, - и всё.
Остаётся неясным и то, какие ставки будут у нового налога. Опыт других стран, которые уже ввели его, подсказывает, что изначально он не должен быть сильно высоким. Первые три-пять лет ставки делали низкими, как говорится, опробовали на практике нововведение, оттачивали и шлифовали. И только потом понемногу повышали их. Потому что одно дело - проекты министерских кабинетов, и совсем другое - реалии жизни.