"В последнее время в оперативных милицейских сводках, с одной стороны, все чаще фигурируют преступления, связанные с угоном автотранспорта и кражами из машин. С другой - значительно выросло количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими, когда их участники и виновники попытались скрыться. Как связаны между собой эти, казалось бы, "разнопрофильные" правонарушения? Дело в том, что их раскрытием по линии ГИБДД занимается один коллектив.
В штате группы розыска Магнитогорской Госавтоинспекции - руководитель, пять сотрудников и по одному районному инспектору. Обязанности обширны: профилактика краж и угонов транспорта, раскрытие так называемых "неочевидных ДТП", когда пострадали люди или причинен материальный ущерб, а участник происшествия скрывается с места.
- Статистика последних лет неутешительна: в 2007 году зарегистрировали 1344 ДТП со скрывшимися, а в прошлом почти вдвое больше - 2 507, - рассказывает начальник группы розыска Борис Исупов. - Правда, показатели раскрываемости у нас нормальные: в позапрошлом году от всех скрывшихся участников дорожных происшествий с пострадавшими не найдено 16 человек, а в 2008-м - 12.
- Можно ли говорить о том, что если в ДТП нет пострадавших, то водители предпочитают скрыться?
- Подавляющее большинство водителей все-таки сознательные и разумные люди. Однако часто бывает: на месте решили все полюбовно и разъехались. А позже оказывается: не хватило денег на ремонт, ущерб оказался намного серьезнее, чем казалось… В правилах предусмотрена возможность при обоюдном согласии участникам ДТП самим составить схему происшествия, заверить ее показаниями трех свидетелей и зарегистрировать в ГАИ. Но необходимо помнить, что если позже возникнут разногласия о размере ущерба и компенсационной выплаты, то устные договоренности не имеют юридической силы. С первого января прошлого года оставление места ДТП чревато лишением водительского удостоверения на срок от года до полутора лет и административным арестом сроком до 15 суток. А существовавший ранее денежный штраф грозит тем, кто до приезда ГАИ не сохранил следы происшествия. Главных причин оставления места ДТП, на мой взгляд, несколько: водитель лишен или не имеет права управления транспортом, находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сами водители называют схожие причины оставления места ДТП: спешил по службе, необходимо срочно встретить ребенка, торопился в больницу…
- Каковы последние характерные случаи?
- В конце прошлого года в ДТП погиб человек в поселке Димитрова: женщину насмерть сбил водитель, бросил автомобиль и исчез. Разыскали его спустя двое суток, причем он даже не скрывал, что в момент происшествия был нетрезв. Молодой парень, недавно вернулся из мест не столь отдаленных. Пояснил, что испугался наказания… В 2008 году в девяти случаях ДТП с погибшими водители скрылись. Прошлый год вообще начался тяжело: первого января нетрезвый водитель сбил троих подростков и скрылся. Двое - парень и девушка - погибли. Случай получил большой общественный резонанс. К сожалению, год завершился, как было сказано, гибелью пешехода в поселке Димитрова… В прошлом году из девяти скрывшихся с места ДТП с пострадавшими трое водителей пока в розыске.
- Взаимодействуете с райотделами милиции, страховыми компаниями?
- Да, составляем план розыскных мероприятий, и районные отделы получают ориентировки. Работа кропотливая, трудоемкая, зачастую - требующая много времени. Но всегда есть свидетели, очевидцы происшествия. К сожалению, многие из них убеждены, что это чужие проблемы. Не стоит, однако, забывать, что беда может прийти в любой дом. Со страховщиками работаем иначе: практически все ДТП регистрируют в ГАИ, поскольку владельцы автомобилей застраховали ответственность, собственники дорогих авто предпочитают оформлять страховку по КАСКО. Есть, правда, случаи мошенничества, когда водители инсценируют ДТП, чтобы получить от страховой компании возмещение убытков. Был поучительный эпизод, когда водитель хотел обмануть страховщиков, но, к его огорчению, попал в поле зрения камер видеонаблюдения. Он попытался инсценировать ДТП, чтобы получить компенсацию, но видеозапись полностью его разоблачила. Стоит помнить: подобные правонарушения предполагают уже не административную, а уголовную ответственность.
- Что изменилось в кризисное время?
- С конца прошлого года возросло количество краж и угонов транспорта. Если в 2007-м их было 248, то в прошлом году - 318 - на 78 процентов больше. Неутешительны показатели января-февраля: зарегистрировано семь краж из автомобильного транспорта. За этот же период прошлого года их было почти вдвое меньше - четыре эпизода. Больше стало и угонов: 21 случай против 19 прошлогодних. Одной из причин увеличения преступлений, связанных с автотранспортом, стали экономические трудности последних месяцев. Но все чаще сами водители провоцируют преступников. К примеру, резко возросло число краж и угонов в районе проходных комбината. На улице Зеленцова металлурги бросают транспорт без присмотра, а, вернувшись со смены, видят свой автомобиль без колес или магнитол. Гораздо хуже, когда машину и вовсе угоняют. Экономия на платной парковке оборачивается тысячами рублей убытков. Горожане бросают транспорт во дворах, на неохраняемых парковках, игнорируя наши призывы и здравый смысл. Поэтому закономерен вопрос: стоит ли подобным образом экономить в кризис?