Это уже второе подорожание за год – 9 января 2022 года тарифный коридор был расширен на 10 процентов – от 2224 рублей до 5980 рублей. Новые изменения повысили максимальную ставку сразу на 26 процентов. Теперь диапазон составляет от 1646 до 7535 рублей.
По идее, страховая компания может выбирать любое значение из этого диапазона, то есть для безаварийных водителей стоимость полиса могла бы даже понизиться. Могла бы, но вряд ли это произойдёт, – скорее всего, при расчёте стоимости полиса страховщики будут брать максимальное значение базовой ставки.
Как сообщает портал 74.RU, по словам директора «Центра страхования» Кирилла Смолина, уже с лета этого года подавляющее большинство страховщиков, например, в Челябинске, выбирают максимальную базовую ставку для любых клиентов, в том числе при пролонгации страховки для безаварийных водителей. В июне был скорректирован справочник стоимости запчастей, очередное его изменение произойдёт в сентябре. То есть цены на ремонт растут, как и расходы страховых, поэтому они стараются накопить ликвидность. У страховщиков нет экономической мотивации снижать стоимость полисов.
А это значит, что ОСАГО подорожает практически для всех водителей. Зависеть итоговая сумма будет от коэффициентов, по которым рассчитывается цена полиса. И если для водителей с большим стажем и безаварийной ездой повышение будет небольшим, то для начинающих и аварийных – ощутимым. Если учесть апрельское изменение коэффициентов возраста и стажа и КБМ – коэффициент бонус-малус, полис ОСАГО за 100000 рублей и выше больше не является фантастикой.
Из чего складывается стоимость полиса? Базовая ставка умножается на индивидуальные коэффициенты, которые зависят от возраста и опыта водителя, характеристик транспортного средства, региона.
КТ – это коэффициент территории, который определяется по месту прописки водителя. Территориальный коэффициент для Магнитогорска составляет 1,64.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) рассчитывается по 15 классам в зависимости от аварийности водителя. Он присваивается водителю один раз в год – 1 апреля. И действует до 31 марта следующего года включительно. Если до
1 апреля 2022 года максимальный класс был равен коэффициенту 2,45, то после повышения – 3,92 (+60 процентов). Начинающему водителю без стажа теперь присваивается коэффициент 1,17 (был 1). Минимальный коэффициент снизился с 0,5 до 0,46. Каждая авария повышает ставку, безаварийный год – понижает. Даже если КБМ был минимальным – десять лет безаварийного стажа, четыре аварии в течение года, по которым были страховые выплаты, автоматически повысят его до максимального значения 3,92. Свой КБМ можно узнать на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), также он указывается в полисе.
Когда в полис вписано несколько водителей, то при расчёте цены используется наибольший КБМ.
По договорам, в которых нет ограничения на количество водителей, КБМ будет равен 1,17.
Коэффициент ограничения (КО) – если в полис вписаны все водители, которые будут управлять машиной, он будет равен 1. Для «открытого» полиса с неограниченной страховкой, в который не вписаны конкретные водители, – управлять ею сможет любой человек с действующими правами соответствующей категории, – КО равен 2,32 (а КБМ, как уже писали выше, – 1,17).
Коэффициент возраста и стажа (КВС) – по нему водители делятся на 58 групп. Максимальным он будет у начинающих водителей до 22 лет со стажем менее года – 2,27. Самый низкий – у водителей старше 59 лет со стажем от 15 лет – 0,83. Стаж рассчитывается с момента получения водительского удостоверения. Если в полис вписано несколько человек, для расчёта цены используют КВС водителя с самым высоким коэффициентом. Для полиса без ограничения количества водителей КВС будет равен единице.
Коэффициент мощности автомобиля (КМ) применяют для легковых автомобилей. Минимальный он для малолитражек с мощностью до 50 лошадиных сил – 0,6. Максимальный для машин с мощностью от 151 л. с. – 1,6.
Если машина используется не круглый год, можно также использовать коэффициент сезонности. Если автомобиль используется только три месяца в году – коэффициент составит 0,5. Если полгода – 0,7. За 9 месяцев можно получить скидку 0,05 процента. Но, как правило, значение этого коэффициента – 1 – машина используется 10–12 месяцев в течение года.
Далее остаётся только перемножить все коэффициенты: базовый тариф хКТхКБМхКОхКВСхКМхКС. Чтобы посмотреть, насколько выросла цена полиса ОСАГО, возьмём трёх водителей. Начинающий 20-летний водитель с двухлетним стажем, успевший за предыдущий год стать виновником двух аварий. Его КБМ рассчитывается по максимальному классу – 3,95, КВС – 1,84. Второй – 60-летний аккуратный водитель со стажем более 30 лет и минимальным КБМ 0,46 и КВС – 0,83. Третий – 30-летний водитель со стажем 10 лет, за все годы управления автомобилем ставший виновником трёх ДТП. Его КБМ – 1,17, КВС – 0,97. КО и КС у всех по умолчанию –1, коэффициент мощности автомобиля – 1,2. КТ для Магнитогорска – 1,64. Если бы они оформляли страховку до 13 сентября 2022 года по максимальному базовому тарифу 5980 рублей, водитель-лихач заплатил бы за ОСАГО 84885 рублей, пожилой водитель – 4493, тридцатилетний – 13356. После расширения коридора базового тарифа по максимальному значению 7535 они заплатят 106958, 5662 и 16829 рублей соответственно. Неудивительно, что банки и страховые компании начали предлагать клиентам приобретать полисы ОСАГО в кредит и рассрочку.