Четырнадцать точек в разных районах города. Столько позиций занимали сотрудники дорожной полиции с четверга по субботу.
На подмогу магнитогорским инспекторам ГИБДД прибыли сотрудники ГУВД Челябинской области. Поводом для усиления контроля за происходящим на дорогах Магнитогорска полицейские назвали "ухудшение оперативной обстановки". Хотя маршруткам тоже досталось.
Апрель нынешнего года - головная боль для магнитогорских инспекторов ГИБДД. Что ни день, то ДТП с участием пешехода. Нередко - со смертельным исходом. За пару-тройку апрельских дней цифра погибших под колесами автомобилей горожан превысила показатель прошлого года. Эта печальная статистика не могла остаться без внимания дорожных инспекторов из региональной службы. Поэтому в Магнитку в конце прошлой недели прибыли несколько экипажей, на бортах которых значилась надпись "ГИБДД. Южный Урал".
- Это специальный полк ДПС, который базируется в областном ГИБДД, - рассказал начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД УВД по Магнитогорску Федор Сумароковский. - Сотрудники инспекции проводят мониторинг оперативной обстановки на дорогах Челябинской области и выезжают в наиболее проб-лемные города. К сожалению, в Магнитогорске последнее время участились наезды на пешеходов. Многие ДТП были зафиксированы в зоне действия пешеходного перехода… Кроме того, увеличилось количество нетрезвых водителей и водителей, управляющих автомобилем без соответствующего удостоверения.
Несмотря на такой комментарий официальных источников, магнитогорцы поспешили связать приезд сотрудников областной ГИБДД с проводимой в Магнитогорске транспортной реформой. И отчасти оказались правы. С той лишь оговоркой, что сотрудников челябинской дорожной полиции больше интересовали не причастность водителей маршрутки к "легальным" или "нелегальным" предпринимателям, а элементарное соблюдение ими правил перевозки пассажиров и дорожного движения.
Главным образом - остановка в специально отведенных для этого местах. Например, недавно случилось ДТП, в котором пострадали двое пассажиров. Водитель "ГАЗели" на улице "9 Мая" резко затормозил, решив подобрать клиента. А дальнобойщик, который оказался не готов к подобным маневрам, протаранил горе-маршрутку. Только чудом в столкновении многотонной фуры и микроавтобуса обошлось без жертв…
Про "нелегалов" вообще отдельная песня. Заручившись "поддержкой" "хозяев", водители продолжают выходить на рейсы. При этом не боятся ни штрафов, ни проверок на дорогах. Зачем им проходить экспертизу механика, медосмотр? Они же вне закона, но "по понятиям" правы. И предприниматель все урегулирует.
Но с прибытием челябинских инспекторов ГИБДД эта бравада закончилась. Показательный пример. Рано утром в пятницу еду на работу. Проезжаю мимо поста ДПС на перекрестке улицы Гагарина и проспекта Карла Маркса. Занимаю крайний левый ряд, готовлюсь спуститься до проспекта Ленина. Сзади "поворотками" моргают две "ГАЗели" 56-го маршрута. Судя по тому, что идут одна за другой, вопреки логике и графикам, и на них отсутствуют специальные стикеры, - это типичные представители "нелегалов". Смотрю в зеркало заднего вида: вместо того чтобы привычно повернуть налево, оба микроавтобуса резко разворачиваются и дают стрекача. Видимо, заметили экипажи ГИБДД, дежурившие в кармане за перекрестком.
- За все утро два протокола совместно с административной комиссией составили, - подтверждает мои мысли молодой лейтенант, который несет службу на площади Носова. - Обычно штрафуем с десяток "нелегалов", а сегодня они, видимо, прознали, что челябинцы приехали, и не вышли на линию. Это говорит только о том, что эти люди чувствуют свою неправоту или "не дружат" с Правилами дорожного движения.
Магнитогорские экипажи, которые дежурят в разных районах города вместе с автобусами представителей административных комиссий. Понятно, что в привычных местах дежурства полицейских водители "ГАЗелей" стараются и пешеходов пропускать, и пассажиров на переходах не высаживать. А маршрутчики без соответствующих документов просто объезжают посты, не гнушаясь сквозных проездов через дворы.
За время наблюдения за работой инспекторов напротив театра оперы и балета и на стационарном посту перекрестка проспекта Ленина и улицы Грязнова (а находился я в каждой точке минимум по полчаса), ни одного нарушителя так и не обнаружилось.
Другое дело - новые места дислокации патрулей ГИБДД. Например, тот, что расположился на остановке напротив Гостиного двора. Да, пешеходам здесь дорогу уступают. Полицейские чаще останавливают, чтобы проверить документы. На нарушении попадается водитель, у которого есть маршрутная карта, зато отсутствуют огнетушитель и аптечка. Пассажиров оперативно пересаживают в специально припаркованный рядом микроавтобус и везут дальше, а водитель остается разбираться с инспекторами.
Примерно такую же картину можно было увидеть на остановке "Юность", на улице Магнитной, на перекрестке Карла Маркса-Бориса Ручьева. Но интереснее было наблюдать другое. Наплевав на сотрудников областной ГИБДД, которые работали через дорогу, водители маршруток останавливались на пешеходном переходе у Гостиного двора. Спрос со стороны пассажиров был немалый: за несколько минут рукой на переходе махнули пять (!) человек. Идти десять метров до остановки никто не хотел. Глядя на это, инспектор грустно констатировал своему коллеге:
- Не бегать же за ними…
Всего по итогам операции "Маршрутка" в эти дни было составлено четыреста протоколов в отношении водителей "ГАЗелей". Наказание рублем, как показывает практика, - самый эффективный способ заставить участников дорожного движения чтить закон и правила пассажирских перевозок.