Связано это не только с уровнем доходов населения, но и с практическим подходом автовладельцев к выбору машины. Как известно, новый автомобиль сразу после выезда из дилерского центра теряет в цене. По разным оценкам, рыночная стоимость за год владения может упасть процентов на 25. Поэтому многие считают покупку подержанной машины более рациональной.
В то же время вторичный рынок сейчас практически полностью заняли перекупщики и дилерские центры, продающие автомобили, выкупленные по программе трейд-ин. Обычному покупателю найти хорошую машину от владельца практически нереально. Если позвонить по частному объявлению, скорее всего, попадёте на перекупщика. Они первыми находят интересные предложения, и хорошие машины "улетают" буквально за пару часов.
В этом есть и минусы, и плюсы. Перекупщик как минимум приведёт автомобиль в "товарный" вид, если нужно - отремонтирует. А скрутить спидометр или скрыть факт аварии может любой продавец: и владелец, и спекулянт. Это уже зависит от порядочности продавца. Впрочем, и покупатели нынче стали подкованными, если сами не сильны в тонкостях покупки автомобилей с пробегом, приглашают на осмотр тех, кто в этом разбирается.
Сложный бизнес
Насколько прибыльно заниматься перепродажей машин? Одни рассматривают это как подработку, другие - основной источник дохода. Ценовой диапазон машин, выбираемых перекупщиками, зависит от многих факторов, куда входят и количество оборотных средств, и возможности подготовки автомобиля к перепродаже. Так, один из бывших участников рынка подержанных машин рассказал, что когда-то выбирал перепродажу как источник дополнительного дохода.
- Думал, что это лёгкие деньги, но оказалось всё не так просто. Найти хорошую машину по хорошей цене, выторговать скидку и не попасться на подводные камни - задача непростая. Ведь можешь наткнуться на "кота в мешке": после капитального ремонта, после лобового столкновения, "утопленника". Потом ещё не всегда быстро удаётся найти покупателя. Да и сейчас это уже не так выгодно: автосалоны начали оттягивать большое количество клиентов, понижать процентные ставки. Или ты продашь машину частному перекупщику, который заплатит за машину на 10-20 тысяч рублей дороже, чем автосалон, или отдашь дилеру по трейд-ин, получив те же деньги разными бонусами и сниженной ставкой по кредиту.
Как правило, перекупщики дают объявления в газеты о срочном выкупе автомобилей, а также мониторят специализированные сайты. Делают подписку на новые объявления по заданным параметрам, поэтому получают информацию о новых объявлениях в числе первых.
- Сейчас на авторынке делать нечего - там одни "спекули", - объяснил собеседник. - Когда владельцы ещё привозили машины на левобережный рынок, первыми их осматривали перекупщики. Ночью проверяли краску на шагрень - шероховатости в месте предполагаемого ремонта и покраски. То есть настоящий профессионал определит, стоит ли брать машину, чуть ли не с закрытыми глазами. Рынок ещё не открылся, а хорошие машины уже были раскуплены. Я с дорогими машинами не связывался, стоимость выше миллиона не рассматривал вообще. Если с такой машиной попадёшь на "подводный камень", а в обороте всего 2-3 миллиона, это может "потопить" весь бизнес. А если миллион в обороте и купил автомобиль на весь миллион - ты банкрот. Машина, к примеру, может оказаться в аресте. Автомобили дешевле ста тысяч рублей тоже не смотрел. Чтобы привести в продажное состояние "автохлам", нужны контакты с поставщиками запчастей, связь с другими регионами, мастерами по ремонту. Тем более, любой мало-мальски грамотный покупатель имеет толщиномер, имеет выход в Интернет, где база доступа ГИБДД даст сведения, если машина была в аварии. И кому ты его потом продашь? В общем, старался, чтобы вложения были не больше 5-10 процентов от стоимости автомобиля. Купил, привёл в порядок и тут же выставил на продажу. Если хорошую машину нашёл, в принципе, можно самому отпылесосить салон, сделать химчистку. Да уже с 10-20 раза сможешь даже сам отполировать. Обычно на одном автомобиле можно заработать от 10 до 30 тысяч рублей. А это средняя месячная зарплата по России - вкладывая свои деньги и рискуя, их можно заработать за неделю.
Искусство выбора
И перекупщиков нередко пытаются "развести": от продажи машин с перебитыми номерами до машин, находящихся в аресте. А вот "небитую" машину на вторичном рынке найти практически нереально. Поэтому советы по выбору подержанного автомобиля как для начинающих перекупщиков, так и для обычных покупателей практически одинаковы. Во-первых, половину необходимой информации можно выяснить уже по телефону. Задав правильные вопросы, сэкономите массу времени, заранее отсекая неподходящие варианты. Так, чтобы проверить историю автомобиля, достаточно вбить VIN-номер (уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 знаков) на сайте ГИБДД, налоговой службы, нотариусов и судебных приставов. И проверить: в каких авариях побывала машина, не наложен ли на неё арест, не находится ли она в залоге у банка.
- Первый вопрос - какого года машина, и какого года ПТС (паспорт транспортного средства), - уточнил собеседник. - Если в объявлении указано, что машина 2016 года, а ПТС - 2015, продаёт её точно не хозяин, а не самый порядочный перекупщик. И можно сразу заканчивать разговор. Человек пытается скинуть один год жизни автомобиля. Если машина стоит около миллиона, это от 50 до 100 тысяч рублей. Если год выпуска и год в ПТС совпадают, следующий вопрос, который нужно задать продавцу: вы вписаны в ПТС? Начинаются "отмазки" - это машина моей сестры, тёти или дедушки - продаёт явно перекупщик. И не самый честный. Потому что нормальный человек, занимающийся перепродажами, спокойно объяснит, что продаёт автомобиль именно с целью заработка, в ней было сделано то-то и то-то, на заменённые запчасти сможет дать документы и гарантию.
Если продавец вписан в ПТС, нужно узнать, как давно он в него вписан. Вся информация проверяется по электронным базам данных. Забиваешь VIN, и сразу высвечивается информация, в каком году с машиной была проведена последняя операция. Машина вчера была оформлена, а сегодня вышла на "Авито"? Понятно, что это перекупщик. Третий вопрос: какой продавец владелец по счёту в ПТС, и оригинальный ли техпаспорт или дубликат. Если ПТС дублированный, это должно насторожить. Или автомобиль сменил уже немало владельцев, или с машиной проводили какие-то махинации. Далее спрашиваем, состоит ли машина в обременениях, спорах, заложена ли в банке, ПТС на руках или у банка. Потому что выкупать машину у банка - большой риск, так что новичку-перекупщику или обычному покупателю с кредитной машиной лучше не связываться. VIN-номер, кстати, если он не указан в объявлении, лучше заранее уточнить по телефону.
Итак, с документами всё в порядке (если нет, вы должны были уже положить трубку), далее выясняется, была ли машина в авариях. Узнайте состояние лакокрасочного покрытия, потому что понятие "битая" каждый воспринимает по-разному. Для одного сколы, потёртости и царапины как результат "кривой" парковки не имеют значения, другой же в таком случае будет перекрашивать всю машину. И всё это лучше выяснять заранее, чтобы не приехать на другой конец города и не разочароваться.
- Затем выясняете, "родные" ли стёкла на автомобиле. На каждом стекле в углу присутствует маркировка, где указано последнее число года. Так, у машины 2016 года на стекле должна стоять 6. Если стоит 9, это должно насторожить. Даже если при осмотре толщиномер не найдёт следов ремонта, но в машине заменены все стёкла, явно, что перед вами автомобиль-перевёртыш, полностью перекрашенный. Сразу разворачиваетесь и уезжаете. Это не машина - это гроб на колёсиках. И, скорее всего, без подушек безопасности. Его не продавать нужно, а утилизировать.
Далее задаём вопросы по работе двигателя. На проблемы может указать цветной дым из выхлопной трубы - чёрный или синеватый. Неопытному перекупщику или обычному покупателю с такой машиной связываться не стоит. Потому что капитальный ремонт двигателя или его замена могут обойтись в 30 процентов стоимости автомобиля. Нужно спросить, оригинальный ли двигатель в автомобиле. Если двигатель меняли - очень плохо. Она тонула? В неё не заливали масло? Следующие вопросы по ходовой. Проводились ли работы, какая резина стоит. Если указан пробег 100 тысяч километров, а продавец уверяет, что резина родная, то это враньё. Резины хватает на 30-50 тысяч километров пробега, максимум 70. Даже если резину на пробеге 100 тысяч меняли всего один раз, понятно, что предстоит скорая покупка новой. А это приличные деньги. Узнайте, есть ли в машине запаска, оригинальная ли она - многие, установив газобаллонное оборудование, запасное колесо просто выкидывают.
Спросите про салон: курили ли в машине, перевозили ли в ней животных. Уточните, исправно ли электрооборудование. Так, если барахлит приборная панель, за устранение проблемы придётся отдать не меньше пяти тысяч. Когда покупаешь машину за 100 тысяч - это пять процентов стоимости автомобиля. Узнайте, есть ли в машине навигатор, какая магнитола, всё ли работает. Часто на фото в объявлении стоит одно, а по факту - совсем другое.
Если по телефонному разговору всё отлично, договаривайтесь на осмотр. Продавец должен подготовить все документы на машину. Желательно взять с собой человека, разбирающегося в автомобилях. Визуально проверьте машину толщиномером, осмотрите стёкла и выхлопную трубу. Попутно спросите, когда менялся ремень ГРМ. Если берёшь машину с пробегом 80 тысяч километров, а у ГРМ срок эксплуатации - 75 тысяч, на такой машине рискуете не доехать даже до сервиса. Если замена была, попросите показать чек и гарантию.
- Если тебе сказали по телефону, что машина "не бита-не крашена", а толщинометр показывает другое, если по ПТС один владелец, а продаёт её другой человек - перед тобой перекупщик, который хочет "впарить" битую машину. Скорее всего, он выкупил её после ДТП у единственного владельца, у такой машины явно отсутствуют подушки безопасности, в общем, разворачиваетесь и уходите.
Нужен будет и осмотр в автоцентре. Там проверят мотор и ходовую часть. Возможно, там даже придётся проверить компрессию в цилиндрах, хотя на это идут не все владельцы - если проводить диагностику непрофессионально, есть риск угробить двигатель. Но если выяснится, что на одном или нескольких цилиндрах давление ниже 10 атмосфер, от такой машины лучше отказаться - это скорая капиталка. Если машина полностью устроила - надо брать. Но стоит и поторговаться. Лучше всего срабатывает тот факт, что покупатель может отдать деньги "здесь и сейчас". Как правило, на таких условиях продавец без проблем уступит несколько тысяч рублей. Кстати, есть и ещё один хороший совет. Вместо того, чтобы охотиться за машиной наперегонки с перекупщиком, лучше заказать подбор нужного автомобиля опытному перепродажнику с хорошей репутацией.