Особенно - фото-, видеофиксация нарушений, которой с некоторых пор занимаются коммерческие компании.
Национальный проект "Безопасные и качественные дороги" стартовал в 2017 году и рассчитан до 2025 года. Задачи весьма амбициозные, в их числе - сокращение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на дорожной сети городских агломераций в 2018 году - на 50 процентов в сравнении с 2016 годом, а в 2025 - на 85 процентов.
Одним из инструментов реализации программы станет внедрение комплексов фото-, видеофиксации нарушений на проблемных участках дорог. В том числе - использование материалов нарушений, собранных гражданами. Последнее до сих пор буксует и кое-как действует в экспериментальном режиме в Москве и Санкт-Петербурге.
Внедрение автоматических комплексов активно развивается в столице и других крупных городах, на федеральных трассах. За пределами Садового кольца ситуация неоднозначная.
Денег на комплексы автоматической фиксации из федерального бюджета не выделено. Как же обеспечивать реализацию федеральной программы? Муниципалитеты пошли по пути заключения контрактов с частными компаниями, которые или обладают необходимой аппаратурой, или готовы инвестировать собственные средства в её приобретение.
С первого взгляда - всё логично. Но частные инвесторы заинтересованы, в первую очередь, в получении прибыли. И потому сложилась по всей стране такая ситуация, когда "треноги" - передвижные комплексы фото-, видеофиксации - стали появляться не на аварийных участках трасс, а на "хлебных" местах, где за незначительные нарушения можно оформить штраф.
Водители отреагировали оперативно: стали ломать эти комплексы, вступать в конфликты с теми, кто за ними присматривает на дороге. В соцсетях зазвучали призывы блокировать аппаратуру всеми возможными способами.
Были подобные случаи и в Магнитогорске и его окрестностях. Возмущение водителей во многом объяснимо: на аварийных участках в случае дорожно-транспортного происшествия очень часто приходится искать видеозаписи у коллег-автомобилистов, поскольку передвижных комплексов здесь нет - они с завидной регулярностью располагаются где-нибудь в кустах возле дороги и фиксируют превышение скорости, чтобы оформить штраф. И как это помогает снизить аварийность?
Такой ситуацией категорически недовольны уже и в правительстве. Недавно в интервью РБК вице-премьер Максим Акимов заявил: "Все эти государственно-частные партнёрства в такой сфере мне тоже очень не нравятся. Будем придушивать серые схемы, которые рождались оттого, что во многих головах господствует идея, будто такие спорные формы - это решение бюджетных проблем. Нет, это продажа будущих свобод в рассрочку. В случае с камерами государство должно было напрямую вкладываться и на федеральных, и на региональных, и на муниципальных трассах".
Правда, чиновник отметил, что пока частные компании останутся в этом проекте, но контроль за ними станет строже. И пообещал, что в конечном итоге в течение пяти-шести ближайших лет система виеофиксации дорожных нарушений полностью перейдёт к государству. Логика такова: в нынешней ситуации владельцы частных комплексов заинтересованы не в сокращении количества ДТП, а напротив - в их увеличении, что даёт возможность зарабатывать.
Однако государство намерено очень деликатно менять ситуацию, поскольку речь идёт о частном бизнесе, который защищён законодательно. Одна из главных проблем - отсутствие у регионов и городов денег на приобретение и обслуживание дорогостоящей аппаратуры. Как она будет решаться - пока неясно.