Статистика следующая: впервые за последние пять лет отмечено снижение общего количества дорожно-транспортных происшествий: с 10300 в прошлогоднем отчетном периоде до 9500 в нынешнем.
Заметное снижение и числа ДТП с пострадавшими: с 499 до 458. На дорогах города погибли 24 человека. Ранено 62 ребенка, один погиб - это произошло уже в октябре.
- Есть определенные позиции статистических выкладок, которые нас настораживают, - перевел разговор к проблемам Андрей Сергеевич. - В последние месяцы все больше детей получают травмы на дорогах по собственной неосторожности. Немногим больше происшествий регистрируем на пассажирском автомобильном транспорте. Резко возросло количество ДТП - с девяти до шестнадцати - по вине водителей мотоциклов. Современные мотоциклы - мощные агрегаты, которые нельзя сравнивать с их предшественниками. Порой складывается впечатление, что их владельцы не всегда адекватно оценивают технические возможности своего транспорта. Не становится меньше нетрезвых водителей, несмотря на ужесточение ответственности за это правонарушение и отмену допустимых промилле в крови. За девять месяцев мы задержали 2 682 нетрезвых водителя. У пьяного за рулем сильно снижена концентрация внимания, он неверно оценивает окружающую обстановку. Я рассматриваю таких водителей, как реальных убийц на проезжей части.
Тенденция ухода инспекторов ГИБДД от достижения валовых показателей продолжается. Акцент в работе смещен на профилактику ДТП и выявление тех нарушений, которые являются лидирующими среди причин дорожных происшествий. Основных причин аварий две: неправильный проезд перекрестка и не предоставление преимущества пешеходам. Доля столкновений в общем объеме ДТП составляет 36 процентов, а наезды на пешеходов - 46 процентов.
- Все мы видим, сколь много в нынешнем году делается для создания безопасных условий именно для пешеходов. На эти цели выделяются значительные средства, - отметил Андрей Мелехин. - До идеала еще далеко, но работа проделана немалая - освоено свыше 60 миллионов рублей. Если же говорить о водителях, то львиная доля всех ДТП происходит именно на перекрестках. Как можно говорить о соблюдении элементарных правил, если у нас запросто могут выехать на перекресток на красный сигнал светофора? Такая картина творится на многих наших перекрестках, в результате их пропускная способность резко снижается. Это элементарное неуважение друг к другу участников дорожного движения.
Есть обязанности и у пешеходов: прежде чем ступить на "зебру" они обязаны убедится в безопасности своих действий, оценить обстановку на дороге, расстояние до приближающегося транспорта, его возможность остановиться. К сожалению, очень часто пешеходы этого не делают.
Осенние месяцы традиционно являются самыми аварийными. Нынешняя теплая осень не стала исключением: в октябре количество ДТП возросло в сравнении с сентябрем с 42 до 44 ДТП с пострадавшими. Грядут осенние каникулы, в связи с чем Госавтоинспекция подготовила специальный план совместной работы с управлением образования и инспекцией по делам несовершеннолетних. Три раза в неделю сотрудники ГИБДД будут нести службу вблизи дошкольных, образовательных учреждений и местах скопления несовершеннолетних. Задача - предотвращение ДТП с участием детей. С 25 октября по 7 ноября пройдет традиционное мероприятие "Осенние каникулы", в рамках которого состоятся беседы со школьниками.
- Впервые за шесть лет отмечаем рост ДТП с участием детей. В группе риска школьников всегда самые младшие в возрасте 7-9 лет, - подчеркнул Андрей Мелехин. - На них мы и будем акцентировать внимание. Рассчитываем на помощь взрослых, поскольку именно их пример становится решающим фактором для детей. Если мамочка тащит за руку малыша через дорогу на красный свет или в неположенном месте, то никакие беседы, встречи с инспекторами не помогут этому ребенку вооружиться привычкой соблюдать правила - ведь его мама этого не делает.
21 ноября - Всемирный день памяти жертв ДТП. В его рамках в городе готовятся несколько мероприятий, в числе которых - специальная служба в одном из храмов. Активное участие принимают родители, потерявшие своих детей в дорожных происшествиях. Они всегда на особом контакте с Госавтоинспекцией, вносят свои предложения и замечания о работе службы, принимают участие в профилактических акциях.
- Заканчиваются сезонные работы по реорганизации дорожной сети. Ремонт и реконструкция дорог создали массу неудобств и водителям, и пешеходам, - констатировал Андрей Мелехин. - Но без этого не обойтись: такого размаха дорожных работ Магнитогорск не видел долгие годы. Взамен временных трудностей мы получили новые перекрестки, "расшитые", более удобные и безопасные. По такому пути давно идет областной центр, и результаты там впечатляющие. В будущем году тоже придется потерпеть - в планах не сбавлять обороты реконструкции городской дорожной сети.
На вопрос журналистов о ходе следствия по факту ДТП на проспекте Карла Маркса, в котором погибла полуторамесячная девочка, Андрей Мелехин ответил кратко:
- Погиб полуторамесячный ребенок: коляску с ним сбил автомобиль. Показания свидетелей по факту данного ДТП разнятся, поэтому следственные действия продолжаются. Сейчас мы не можем говорить о том, кто и в какой степени виновен в этой трагедии.
В структуре городской ГИБДД произошли серьезные изменения. Расформированы районные отделения Госавтоинспекции. Руководство службы и разбор ДТП теперь находятся на Кирова, 62. Розыск и дознание переехали на Уральскую, 36, где раньше базировалась Ленинская районная ГИБДД. На Ленина, 164 разместился технадзор, а на Гагарина, 41 - отдел пропаганды.
В канун Дня работника автомобильного транспорта Андрей Мелехин поздравил всех автомобилистов, пассажиро- и грузоперевозчиков с профессиональным праздником и пожелал им самого главного - безаварийной езды.