Вернуться в рубрику
Автомиг

Техосмотр, отвяжись!

Закон, отменяющий прохождение техосмотра транспортного средства для получения полиса ОСАГО, вступит в силу 22 августа.
Техосмотр, отвяжись!

Систему техосмотра в России начало «лихорадить» ещё в 2020 году.

Что происходит?

Сначала контроль над ней был возвращён в ведение ГИБДД, при этом ужесточились требования как к самой процедуре (введена обязательная фотофиксация автомобиля в пункте ТО), так и к состоянию проверяемого транспортного средства (например, «завалить» техосмотр сейчас можно из-за ржавчины на элементах кузова или отсутствия брызговиков, предусмотренных техническими характеристиками). Из-за пандемии новые правила прохождения ТО отложили до
1 марта 2021 года. Но в конце февраля пункты технического осмотра «обрадовали» новой информацией – действие диагностических карт, выписанных с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на шесть месяцев, но на срок не менее чем до 1 октября 2021 года. И вот техосмотр, пока по большей части нужный лишь для того, чтобы получить полис автогражданского страхования, и вовсе отвязали от ОСАГО. При этом обязательное прохождение ТО пока сохраняется.

С 1 марта 2022 года вступят в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, по которым за отсутствие диагностической карты автомобилисты должны будут платить немаленькие штрафы – 2000 рублей, выписывать их смогут раз в сутки. Причём определять нарушителей начнут камеры фотовидеофиксации. Тогда без техосмот-ра обойтись не получится. Сейчас штраф за отсутствие ТО составляет 500–800 рублей, но до 1 марта
2022 года с учётом продления действия диагностических карт по распоряжению председателя правительства Михаила Мишустина, коснётся он далеко не всех водителей. Так что до тех пор автолюбители, кроме, разумеется, самых ответственных, вряд ли добровольно отправятся на СТО. Обязаны проходить техосмотр на данный момент автовладельцы, у которых срок действия диагностической карты истёк до 1 февраля 2021 года, водители, машина которых достигла возраста четырёх лет и возникла предусмотренная законом обязанность получить первую диагностическую карту, а также владельцы автобусов и такси, которые должны, согласно закону о техосмотре, проходить ТО раз в полгода.

Решение о том, что для получения полиса ОСАГО водителю больше не понадобится предоставлять диагностическую карту и подтверждать прохождение техосмотра, одобрили Минтранс, Минфин, Центробанк, МВД и Правительство РФ. Соответствующие поправки были внесены в закон, посвящённый деятельности иностранных страховых компаний на российском рынке, ко второму чтению.

В Российском союзе автостраховщиков подчеркнули, что цель поправок – необходимость обеспечить доступность ОСАГО. Согласно закону, полис «автогражданки» – публичный договор, то есть страховщики обязаны вне зависимости от каких-либо факторов осуществить продажу. «В своё время приняли закон о том, что без диагностической карты не выдают полис ОСАГО. Мы сделали так, чтобы этой связки не было, поправив закон. Потому что иначе с октября водители не смогли бы получить полис – количество станций техобслуживания снизилось из-за пандемии в два раза», цитируют информагентства Игоря Дивинского, первого зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку, ответственного за законопроект.

Отметим, дело может быть не только в сокращении станций техобслуживания. По данным аналитиков, более 75 процентов российских автовладельцев передвигаются на подержанных машинах. С ужесточением требований к процедуре технического осмотра пройти ТО по правилам для многих без дорогостоящих ремонтов станет невыполнимой задачей. А сколько на дорогах автомобилей с изменениями в конструкции, несогласованными в ГИБДД?

Проще отменить?

Одновременно с отвязкой ОСАГО от техосмотра с инициативой отменить обязательное прохождение ТО для легковых автомобилей выступил глава Госавтоинспекции МВД России Михаил Черников. Он сообщил: «МВД подготовило предложения в Правительство Российской Федерации о внесении изменений в ФЗ 170 «О техническом осмотре» и 196 «О безопасности дорожного движения», где процедуру прохождения техосмотра для личных легковых автомобилей предложено сделать не обязательной, а добровольной». Черников также отметил, что автомобилисты сами должны быть заинтересованы в исправности машины и проходить техосмотр добровольно. Новый механизм позволит сотрудникам ГИБДД сосредоточиться только на проверках исправности автомобилей, которые участвуют в перевозках. Сейчас многие водители оплачивают и проходят техосмотр только для того, чтобы оформить полис ОСАГО. При этом нередко машина не проходит реальную диагностику.

Но, как сообщил портал Autonews.ru, пока этот законопроект даже не опубликован на правительственном портале regulation.gov. Потом он должен пройти публичные слушания и поступить на рассмотрение в Госдуму. Учитывая, что с 19 июля по 29 августа депутаты отправятся на каникулы, а в сентябре пройдут выборы в Госдуму, маловероятно, что предложение о добровольном техосмотре выйдет хотя бы на уровень обсуждений до конца текущего года. К тому же у данной инициативы много противников, и будет ли она в итоге принята – неизвестно.

Добавим, согласно пункту 2.3.1 ПДД, действующих на 2020 год, непосредственно перед выездом водитель должен обеспечить исправное техническое состояние автомобиля. Так что проводить проверку на соответствие автомобилей техрегламенту могут непосредственно инспекторы ГИБДД. Кроме того, согласно закону об «автогражданке», страховщик имеет право взыскать с автовладельца сумму, которую он выплатил пострадавшему, если авария произошла из-за неисправности транспортного средства, не прошедшего вовремя технический осмотр. Хотя в Российском союзе автостраховщиков заверили, что не будут выставлять регресс попавшим в аварию водителям, имеющим полис ОСАГО при отсутствии диагностической карты, сообщил портал Autonews.ru. Теоретически исключением могут стать случаи, если будет доказано, что авария произошла именно по причине неисправности транспортного средства, но сделать это достаточно сложно.

За и против

Результат опроса магнитогорских водителей показал: подавляющее большинство считают, что обязательный техосмотр нужно отменить. Около 2,5 тысячи человек приняли участие в опросе в соцсети ВКонтакте, из них 71 процент проголосовали за добровольный техосмотр. В том, что ТО должен быть обязательным, уверены чуть более 19 процентов проголосовавших. Но саму инициативу многие восприняли с настороженностью, высказав сомнения в том, что цель инициативы – облегчить жизнь автовладельцев. Так, многие предположили, что вслед за отменой обязательного ТО незамедлительно вырастут цены на полисы ОСАГО. Кроме того, никто не отменял обязанности водителя следить за техсостоянием автомобиля, так что у инспекторов ГИБДД появится больше поводов выписывать штрафы автовладельцам.

«При аварии страховые скажут, мол, нет ТО, так, может, тачка сгнила, вот и спровоцировало ДТП, – прокомментировали новость о возможной отмене обязательного техосмотра магнитогорские водители. – Убирают техосмотр, но со страховки снимутся у всех баллы, и платить будем по максимальному прайсу?» «Ждём взлёта цены на страховку». «ТО сделают добровольным для легковых автомобилей, а при ДТП страховщики откажутся оплачивать страховку. Найдут сотню причин». «Проблема в том, что ТО умер уже давно. Если по уму делать: проходить всё по чек-листу, с замерами и прочим, как минимум добрая половина машин вообще не будет допущена до дорог общего пользования».

Выступающие за ТО, в свою очередь, отметили, что диагностика на СТО является хотя бы какой-то гарантией порядка на дорогах. «Пятьдесят процентов машин на дорогах без стоп-сигналов, с китайским кривым ксеноном, – подчеркнули сторонники обязательного техосмотра. – Если переходить на добровольный техосмотр, надо и вернуть право ГИБДД осуществлять надзор за техническим состоянием автомобилей на дорогах». «Добровольный техосмотр – это прямое разрешение на эксплуатацию разного рода «вёдер» – с неисправным светом, тормозной системой, подтеками ГСМ и выхлопом, как у завода. И как они собираются снизить смертность на дорогах до нуля к 2035 году, если требований к исправности ТС не будет?»

Справедливости ради стоит отметить, когда в декабре 2012 года Правительство РФ исключило талон ТО из перечня документов, подтверждающих прохождение технического осмотра, 80 процентов автомобилистов диагностические карты начали просто покупать. Так что ситуация на дорогах после возможной отмены обязательного ТО вряд ли как-то изменится.

Поделитесь с друзьями новостью в социальных сетях
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 4
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 400
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 1
    [TIMESTAMP_X] => 2021-01-12 17:23:40
    [DATE_START] => 12.01.2021 20:21:46
    [DATE_END] => 22.01.2021 20:22:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [~VOTE_FORM] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
            [VOTE_RESULT] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [VOTE_FORM] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
        )

    [COUNTER] => 43
    [TITLE] => Достаточно ли вам было новогодних праздников для отдыха?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [VOTE_FORM_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
)
		
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 18
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 1700
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 2
    [TIMESTAMP_X] => 2021-11-01 06:29:17
    [DATE_START] => 01.11.2021 11:28:59
    [DATE_END] => 28.11.2021 11:29:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=18
            [~VOTE_FORM] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=18
            [VOTE_RESULT] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=18
            [VOTE_FORM] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=18
        )

    [COUNTER] => 102
    [TITLE] => Вы спорите с родственниками, знакомыми и коллегами на темы коронавируса и вакцинации?
    [DESCRIPTION] => Вы спорите с родственниками, знакомыми и коллегами на темы коронавируса и вакцинации?
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=18
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=18
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=18
    [VOTE_FORM_URL] => /news/avtomig/tekhosmotr-otvyazhis/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=18
)
		

Вы спорите с родственниками, знакомыми и коллегами на темы коронавируса и вакцинации?

44%
25%
24%
7%
Всего голосов: 102