Это "внутренний" документ, который затронет всех автовладельцев. По мнению экспертов, в нём есть как позитивные изменения для водителей, так и сомнительные нормы.
На самом деле, административный регламент - это своеобразный "кодекс" поведения дорожного полицейского, который детально прописывает все его действия при общении с водителями. И потому он затронет интересы всех участников дорожного движения, поскольку рано или поздно всем автомобилистам "светит" общение с сотрудником ГИБДД.
Одно из новшеств - дорожные полицейские теперь вправе останавливать автомобили для проверки в любом месте. Есть патрульный автомобиль ДПС - вправе остановить. Справедливости ради стоит напомнить, что, используя разные регламенты или карты "спецопераций", сотрудники ГИБДД и ранее имели право останавливать автомобили вне стационарных постов. Теперь это право закреплено новым регламентом.
Экспертное сообщество неоднозначно приняло нововведения в "устав" поведения дорожных полицейских. Одни отмечают: радикальных изменений в поведении сотрудников ГИБДД на дороге после вступления документа в силу не произойдёт. Многие новшества носят технический характер и вызваны изменением за последние годы ПДД и КоАП.
Есть и другая насущная для представителей правопорядка на дорогах проблема: сейчас инспекторам запрещено останавливать автомобили вне стационарных постов. Этим запретом пользовались автолюбители, настроенные на конфликт: включали камеру, начинали задавать вопросы, на каком основании останавливаете? Понятно, что это нередко приводило к конфликтам. Причём далеко не всегда водитель оставался прав.
Теперь сотрудник ГИБДД обязан будет вести видеосъёмку действий, которые должны проводиться в присутствии понятых, но совершаются без них.
Помним, что, в соответствии с внутренними документами МВД, "патрульная машина должна быть всегда отчётливо видна издалека всем участникам дорожного движения". Как происходит на практике - пояснять лишне. Теперь, в новом регламенте, зафиксировано: если ведётся фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. Суть: экипажу ДПС можно прятаться за естественным рельефом, в том числе - за остановочными комплексами, к примеру.
Давняя проблема предъявления водителем документов в случае остановки инспектором ДПС, вроде бы, решена. Теперь их требуется показывать не только без обложки, как предусмотрено сейчас, но и без "удерживающих устройств". Тут речь о самодельных удерживающих устройствах, получивших в последние годы популярность у не совсем законопослушных водителей. Это металлические цепочки, которыми водители пристёгивают права, чтобы дорожный полицейский не изъял их и не унёс для проверки в служебный автомобиль. Хамства и споров, особенно в крупных городах, с сотрудниками ГИБДД по этому поводу было немало. Новый регламент вопрос снимает.
Одна из самых спорных норм - запрет водителю снимать инспектора на видео. Официально руководство ГИБДД заявляет, что корректировки, связанные с запретом фиксировать действия инспектора на видео, необходимы в связи с тем, что в некоторых регионах автоматические камеры принадлежат частным компаниям, а их обслуживанием занимаются местные власти. И, значит, Госавтоинспекция имеет к ним опосредованное отношение. Как это снимает вопрос гражданского права водителя фиксировать действия инспектора, непонятно. Попросту в новом регламенте убрали норму, разрешающую съёмку инспекторов. И теперь сотрудник полиции вправе заявить, что он против съёмки - причём устно - и снимать его нельзя. Иначе водителю, который ослушался стража правопорядка, грозит наказание за "неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции": от пятисот до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Что ещё нового? По нормам нового регламента инспектор вправе попросить водителя выйти из автомобиля в случае обнаружения признаков опьянения или болезненного состояния. Словом, если инспектор попросил покинуть авто - значит, будьте добры согласиться. И в случае требования - сесть в патрульный автомобиль.
По мнению некоторых экспертов, новый регламент - довольно спорный документ. Некоторые его положения идут вразрез с Гражданским кодексом и другими основополагающими законодательными актами. А значит, споров на дорогах меньше не станет. Тем более - это внутренний документ, регламентирующий работу дорожных полицейский, а не федеральный законодательный акт.
И в завершение - теперь инспектор ГИБДД может курить в присутствии задержанного водителя. Правда, при общении с водителями должен воздерживаться "от любого вида высказываний и действий дискриминационного характера" по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.