Всё это зачастую раздражает горожан, бывает не только неприятно, но и опасно - особенно в многолюдных местах и на парковках, где иногда "балуется" молодёжь. Однако подобное поведение вполне одобряемо и востребовано на специальных площадках.
Судья второй категории
- Улицы города - не место для гонок, - говорит председатель федерации автоспорта Магнитогорска Антон Фролов. - Категорически против этого. Ведь рискуешь не только своей жизнью, но и жизнью других людей, в том числе детей. Приезжайте на соревнования, показывайте свою удаль там. Заработаете всеобщее уважение и, вдобавок, может быть, получите грамоту, медаль и приз. Не одобряем и тех, кто оглушает окружающих мощным звуком колонок около подъездов или на перекрёстках перед светофором. Спрашиваем порою таких водителей, почему их не видно на состязаниях по автозвуку? Зачастую они покупают системы на последние деньги только ради того, чтобы похвастаться перед девушками. Не понимают, что мешают другим людям.
Антон добавил, что если бы так сделали ценители настоящего звука, то музыку было бы слышно по всему городу. Настолько мощное у них оборудование.
- Как-то принимали участие в празднике в Агаповке, там не оказалось нормальной стационарной акустики, - рассказал он. - Так один автомобиль смог обеспечить музыкальное сопровождение на весь посёлок.
Федерация автоспорта появилась в Магнитке около пяти лет назад и уже два года как стала частью аналогичного российского объединения. В первую очередь, это хобби. Семь человек увлекались машинами и решили создать организацию, чтобы на законных основаниях проводить тренировки, соревнования, поддерживать друг друга и привлекать новых любителей автоспорта. Для Антона Фролова машины - не просто увлечение, а образ жизни. У него и работа связана именно с этим, помогает при купле-продаже авто. Знает все технические и юридические нюансы, но в соревнованиях не участвует.
- На это нет времени, - пояснил. - Я их организовываю. Это довольно сложный процесс. Нужно согласовать множество пунктов, а самое тяжёлое - найти партнёров, которые бы согласились предоставить призы, поучаствовать финансово. Ведь у нас общественная организация. Не зарабатываем на состязаниях. Правда, ничего в них и не вкладываем, кроме сил, времени и нервов.
Антону это очень нравится, как и его единомышленникам. Лишь поэтому и занимаются. Находят площадки для проведения встреч, приглашают квалифицированных судей. Правда, сейчас могут судить сами. Прошли специальные курсы в Челябинске и Уфе. Антон уже судья второй категории. Теперь сам учит желающих на семинарах.
Гонки и скольжение
Соревнования проводятся по разным видам. Самые популярные - гонки, например, дрэг-рейсинг - на дистанции в 402 метра. Такое странное расстояние оттого, что изначально оно рассчитывалось под мили. Подобные соревнования особенно распространены в США. Причём, там бывают и другие дистанции. Предполагается, что в состязаниях могут участвовать любые виды транспорта, в том числе мотоциклы, велосипеды, даже тракторы и газонокосилки, но всё-таки чаще это гонки автомобилей. В России подобные заезды долгое время были нелегальными, с конфликтами, авариями и скандалами. В 2005 году построена первая в стране трасса для дрэг-рейсинга в Красноярском крае. Есть специальные участки в Москве и вокруг неё, а также в Карелии, Ингушетии. Любители дрэг-рейсинга из Магнитки и ближайших населённых пунктов гоняют около "Т-Моторса", который расположен недалеко от посёлка Смеловский. Некоторые соревнуются на трассах Башкортостана, зачастую создавая аварийные ситуации, но федерация к этому не имеет отношения.
Соревнования по дрифту, то есть управляемому скольжению по асфальту или льду, последний раз были несколько лет назад на площадке для мотокросса на левом берегу, потом рядом с "Ареной-Металлург". Сейчас их запретили проводить в городе.
Давно не было и состязаний по зимнему спринту, когда гонка идёт по большому кругу на льду. Кто-то продолжает регулярно это делать на Мартышах, но не члены федерации автоспорта. Кстати, они выступают против подобных гонок на льду Урала.
- Мартыши - болото, - пояснил Антон. - Там ещё возможны какие-то заезды, на усмотрение организаторов. А Урал - природный водоём с рыбой. Это запрещено, да и просто опасно.
Руководитель городской федерации отметил, что на их соревнованиях аварий не было ни разу, потому что всё хорошо продумано. Вдобавок, работают волонтёры со специальными флагами, при помощи которых можно показать, что надо остановить гонку. Так бывает, если кто-то сломался на трассе - сзади ведь несутся другие машины. Сейчас ребята стараются доказать, что подобные соревнования не очень опасны. Ведь до состязаний допускаются только те, кто имеет опыт, доказал свои навыки, не просто мальчишки с улицы.
Эстрадная акустика
Самые безопасные состязания - по автозвуку и тюнингу. На них тоже собирается довольно много участников со всей Челябинской области и Башкортостана. В некоторых автомобилях можно обнаружить до 20 колонок разных диаметров и до шести сабвуферов. Качество звучания - на уровне эстрадной акустики. Машина может стоить 100 тысяч, а оборудование - полмиллиона.
- Все участники таких состязаний очень дисциплинированные, - подчеркнул Антон. - Люди часто путают их с уличными хулиганами. Могу для сравнения привести такой пример: один человек профессионально занимается боксом, а другой дерётся на улице. Это несопоставимые вещи. Боксёр может разве что за кого-то заступиться.
На соревнованиях по автозвуку оцениваются качество звука, мощность динамиков. Водители проезжают определённое расстояние для замеров. А вот при оценке тюнинга движения транспорта вообще нет. Обычно эти состязания проводятся одновременно. Причём, второй год федерация организовывает не рядовые встречи, а целые чемпионаты.
- Есть множество этапов, где нужно набрать баллы, по которым определяется победитель, огромное количество параметров, - пояснил Антон Фролов. - Не буду их перечислять. Отмечу только, что машины, которые выглядят как новогодние игрушки, не ценятся. Не воспринимаются и заниженные автомобили, на которых собственники просто спилили пружины. Они не могут нормально двигаться. Видел, как перед рельсами молодые ребята на заниженной "приоре" выходили и клали доски, чтобы проехать. Всё-таки автомобиль в первую очередь средство передвижения. У нас бывают водители, которые могут менять клиренс с помощью пневматики. То есть, едут по идеальному асфальту - занижают, по дороге с препятствиями - повышают. Это нормально, а когда совершаются необратимые действия, ухудшающие функциональность, - неприемлемо.
Участники состязаний по тюнингу обычно меняют чехлы, вносят мелкие изменения в двигатель, кузов - такие, чтобы не пришлось согласовывать в ГИБДД. Используют обвесы, умеренную дополнительную подсветку.
- Главное, чтобы было красиво, качественно, эстетично, - пояснил Антон. - И без тонировки - к этому автоинспекторы плохо относятся. Впрочем, если кто-то делает её или ставит запрещённые ксеноновые фары, не берём на себя функции контролирующих органов. Хотят ребята платить штрафы - это их личное дело.
Следующее состязание по автозвуку и тюнингу запланировано на 24 августа.
Ретро-ралли
Три последних года федерация автоспорта Магнитогорска проводит ещё и ретро-ралли. Участников обычно немного - чуть больше десяти, а вот зрителей - огромное количество. Единственным исключением была гонка Пекин-Париж, в которой Магнитогорск неожиданно стал одним из пунктов. Но там федерация лишь помогала, не была среди организаторов.
- Мы всё-таки больше работаем с горожанами, а также с владельцами ретро-автомобилей из ближайших населённых пунктов, - отметил Антон. - Один экипаж - водитель преклонного возраста и его внук - принимал участие во всех соревнованиях, причём всегда на разных машинах. В этом году первое место в ретро-ралли завоевал врач Дмитрий Лысанов.
Большую роль в организации соревнований играет секретарь Ксения Сергиевичева. Активно работают и другие единомышленники. Кроме того, все пять лет федерации помогают союз молодых металлургов и отдел молодёжной политики городской администрации.
- Одни собирают марки, другие увлечены рыбалкой, а нам нравится всё, что связано с автомобилями, - говорит председатель федерации. - Когда есть хобби, жизнь интереснее. Машины - это лучше, чем алкоголь или наркотики. У нас открыты все дисциплины, участвовать может любой желающий. Заходите на страницу федерации ВКонтакте, присоединяйтесь. Адрес - https://vk.com/autofederationmgn">https://vk.com/autofederationmgn.