Рано наступившее лето почти в разгаре: школьные экзамены позади, можно расслабиться. Самым популярным видом транспорта у подростков в последние годы стали мотоциклы и скутеры.
Подростки предпочитают скутеры, потому что нет необходимости оканчивать автошколу, получать права, регистрировать транспорт. Родители подарили за хорошую учебу - сел и поехал. Только все чаще подобные заезды заканчиваются попаданием на больничную койку.
-Ни одного года не проходит без трагедий, связанных с водителями и пассажирами скутеров, мотоциклистами и велосипедистами, - рассказывает начальник Госавтоинспекции города Андрей Мелехин. - Два года назад погибли двое студентов на Южном переходе. Год назад подросток на скутере столкнулся с грузовиком - дошло до трепанации черепа. Несколько лет назад девочка на скутере погибла после того, как попала под грузовик.
Не исключение и нынешнее лето: в ночь на 28 мая на круговом перекрестке проспекта Ленина и Труда молодой парень на мотоцикле не вписался в поворот, наскочил на бордюр. "Взлетел" так, что мотоцикл приземлился через 23 метра по ходу движения. Парень погиб на месте. В ГИБДД рассказали: в прошлом году этот мотоцикл был поставлен на учет в МРЭО, затем сразу же снят с учета. Техника мощная - двигатель 400 "кубиков". Из защитных средств на погибшем не было абсолютно ничего - ни специальных ботинок, ни защитной куртки, даже шлем отсутствовал. Только спортивный костюм…
Мотоциклами увлекаются и зрелые состоятельные люди. Немало их и у нас. Они осознают: не все участники дорожного движения могут вовремя заметить мотоциклиста и адекватно среагировать. Поэтому вдвое повышается ответственность самого мотоциклиста. Такие не гоняют сломя голову по улицам, а выезжают за город, чтобы покататься в удовольствие. Они грамотны, подкованны, разбираются во многих тонкостях. Знают, к примеру, что на нанесенной разметке коэффициент сцепления снижается на 20 процентов. Если проведен битумный ремонт - сцепление падает на 30 процентов, а на мокром асфальте - на 40 процентов. Даже небольшой кучки песка на полотне дороги достаточно, чтобы "завалить" байк. Это вовсе не мелочи, а важнейшие условия, учитывать которые жизненно необходимо. Другое дело - подросток в шортах на мощном байке с литровым двигателем. Даже без шлема. Ну какой это байкер? Шальной парень, не понимающий последствий, которые его ждут при таком наплевательском отношении к себе и другим участникам дорожного движения.
- С организованными клубами, такими как "Ночные волки", мы плотно взаимодействуем, - делится начальник ГИБДД. - Они участвуют во всех общероссийских мотопробегах, общаются с другими клубами по стране. В такой клуб без водительского удостоверения не попадешь: у "Ночных волков" свой устав, свои правила. Да и на дороге их сразу видно - эти люди не гоняют, они получают удовольствие от спокойной свободной езды.
В группе риска не только мотоциклисты и скутеристы, но и школьники на велосипедах. На наших дорогах их с каждым годом становится все больше. И все чаще ответственны за травмы и увечья детей их собственные родители.
- На каждой пресс-конференции задаюсь риторическим вопросом: где родители? - продолжает Андрей Сергеевич. - Одно из недавних происшествий возле школы № 55: семья собиралась на рыбалку, несовершеннолетнюю дочь на десять минут отпустили покататься на велосипеде. Она самовольно выезжает на дорогу и в неустановленном месте начинает пересекать проспект Карла Маркса. Произошло столкновение с "мерседесом": девочка в тяжелейшем состоянии попадает в реанимацию.
Можно было избежать этой беды? История, как известно, не имеет сослагательного наклонения, но, будь родители внимательнее, не отпусти ребенка из поля зрения, - девочка не попала бы на больничную койку. Нет осознания того, что даже с велосипеда можно так упасть, что полгода с кровати не встанешь. А можно и инвалидом на всю жизнь остаться, если, не дай бог, при падении удариться головой о камень.
Не спокойнее и в садоводческих товариществах. И снова упрек в адрес взрослых: если папа, купив сыну мопед, считает, что кататься в саду безопасно, - это глубокое заблуждение. На выходных здесь интенсивность движения больше, чем в городе. А дорожки не в пример уже. Летом, в хорошую погоду, сады напоминают муравейник: народ катается за стройматериалами и по другой нужде, сосед к соседу на рюмку чая, потом к знакомцу за рубанком. Но дорожные условия отвратительные, поскольку видимости практически никакой: садоводы, стремясь с пользой использовать любой клочок земли, заняли посадками каждый квадратный метр. Потому практически ежедневно сводки ГИБДД пестрят происшествиями с велосипедистами и скутеристами в садах. Слава богу, когда дети отделываются легкими травмами, ссадинами и царапинами. Но ведь случается и хуже. Позже, задним умом, родители сокрушаются: недоглядели, недосмотрели… Не дороговата ли плата за беспечность?
- Мы направили запросы в три автомобильных салона, которые занимаются официальной продажей мототранспорта и скутеров, - сообщил Андрей Мелехин. - Ждем данные: сколько и кому продано мототехники. Проверим, сколько из проданных единиц поставлено на учет, какая часть перепродана. Это поможет объективнее оценивать мотопарк. Но ведь торгуют не только в крупных салонах - привозят из других городов, перепродают.
Как не вспомнить недавнее ДТП на Березках: квадроцикл столкнулся с мопедом. На мопеде 16-летний подросток вез младшую сестру. По официальным данным, квадроцикл стал поворачивать, и в этот момент произошло столкновение. Однако, скорее всего, ребята устроили соревнование - кто круче и быстрее. В итоге - два травмированных ребенка.
Известно: управлять квадроциклом сложнее, чем мотоциклом с коляской, - он очень легко переворачивается. Но подростки этого не понимают. А взрослые, видимо, не посчитали нужным объяснить.
- Кто несет ответственность за собственных детей, кто их контролирует? - задается вопросом Андрей Мелехин. - Неужели ГИБДД? Убежден: в первую очередь - родители. Да, мы практически круглый год проводим комплексные мероприятия со школьниками. Но они не будут вполне эффективны, пока сами родители не будут выполнять свой родительский долг на все сто, нести ответственность за своих детей.
Современный скутер стоит в Челябинске около сорока тысяч рублей. Техника доступна. Максимальная скорость - 60-70 км/ч. При такой скорости падение на асфальт гарантирует в лучшем случае многочисленные травмы. Управлять такой техникой - опасно. Купить велосипед или скутер - не значит автоматически привить ребенку знания ПДД, навык поведения в дорожных ситуациях, отточить рефлексы самосохранения и оценки ситуации, обеспечить опытом передвижения в транспортном потоке.
Медики поясняют: все травмы мотоциклистов и скутеристов связаны с шейным отделом позвоночника. При падении происходит его скручивание - тяжелейшая травма: позвоночник не выдерживает подобной нагрузки. Поэтому профессионалы используют специальную защиту и укрепления. Экипировка очень серьезная - начиная от обуви со стальными вставками и заканчивая шлемом. Ведь на большой скорости даже попавшая в лицо муха может стать причиной потери управления и даже гибели мотоциклиста.
Еще один момент: мотоциклисты и скутеристы создают опасность для водителей тем, что неожиданно быстро появляются в поле зрения, причем выскакивают неизвестно откуда, как черт из табакерки. В плотном потоке "ныряют" из одной полосы в другую, пугают водителей: это грубейшее нарушение ПДД. Получается - откровенно провоцируют других участников дорожного движения на действия, которые могут стать причиной аварии.
Немало хлопот и с детьми на роликах. Специально оборудованных площадок для катания мало - но ведь у родителей есть возможность отвести детей на школьный двор, в парк или сквер. Чтобы дети не появлялись на дороге. Еще один момент - подвернул мальчик ногу на роликах, а у него с собой даже нормальной обуви нет, чтобы до дома дойти. Как ему остается добираться, если рядом нет товарищей или взрослых? Ведь сменная обувь вместе со школьным ранцем давно дома в шкафу. Получается, остается ковылять босиком или ползти…
Категория несовершеннолетних участников дорожного движения не наказуема в административном порядке. В автошколу в 13 лет никто ребенка не отдаст, в обычных школах правилам езды на мотоцикле не обучают - других забот предостаточно. То есть, системы подготовки несовершеннолетних к езде на транспорте не существует. Лишь клубы велосипедистов.
Не первый год в кабинетах отечественных законотворцев пылится законопроект, по которому водители скутеров обязаны иметь водительское удостоверение. Тогда они становятся полноценными участниками дорожного движения. Принятие такого закона помогло бы убрать с проезжей части случайных, неподготовленных к вождению несовершеннолетних. Можно было бы в автошколах преподавать им минимум ПДД, по облегченному варианту организовать экзамен на получение водительского удостоверения. Но пока это лишь проект. Сколько еще детских жизней и родительских судеб должно быть искорежено на дорогах страны, чтобы этот проект стал законом?