"В области обеспечения безопасности дорожного движения их было немало: первого марта вступили в силу изменения, внесенные в уголовное законодательство. В статье № 264 об уголовном наказании за причинение вреда здоровью при эксплуатации транспортного средства появилось шесть частей, ответственность преступников разграничена в зависимости от тяжести последствий.
Состояние опьянения водителя рассматривается как отягчающее обстоятельство, и за подобное преступление теперь грозит не колония-поселение, а реальные сроки заключения. Уголовно наказуемо для виновника ДТП причинение тяжкого вреда здоровью - срок до 5 лет заключения. Если же в аварии погиб человек - срок заключения до 7 лет, гибель двух и более людей карается заключением сроком до 9 лет.
Жестче стало и административное законодательство: суммы штрафов за не пристегнутый ремень, игнорирование водителями преимуществ пешеходов и нарушение правил самими пешеходами значительно возросли.
- В России на протяжении последних пяти лет удается планомерно снижать уровень тяжести последствий ДТП, и один из серьезных факторов, влияющих на это снижение, - осознание водителями необходимости использования ремней безопасности, - оперировал фактами Андрей Мелехин. - Наплевательское отношение водителей к этому средству безопасности постепенно остается в прошлом. Опросы показывают: год назад лишь половина водителей пристегивались, в прошлом году разумных водителей стало уже 80 процентов от числа опрошенных. Уместно говорить и об использовании специальных удерживающих устройств для перевозки детей: много об этом говорили, в том числе и в СМИ. Результаты есть - все больше благоразумных родителей реально стремятся обезопасить своих детей при перевозке в автомобиле. Это показали результаты недавнего профилактического мероприятия "Зимние каникулы": останавливаем автомобиль - дети пристегнуты. И в целом по состоянию аварийности впервые за пять последних лет по общему количеству ДТП в нашем городе удалось добиться снижения. Меньше пострадавших и раненых.
Увеличение сумм штрафов вызвало неоднозначную реакцию общества, разделив его на сторонников и противников такой меры. Не пропустил пешехода на переходе - отдай 800, а то и тысячу целковых. Сумма весомая. Но, к примеру, за рубежом подобное правонарушение карается штрафом в тысячу и более долларов. Безусловно, материальное положение граждан в Европе не сравнить с нашим, но и культура поведения на дорогах на порядок выше, чем в России. Пешеходы-нарушители теперь оплачивают 200 рублей штрафа. Раздаются голоса, что это несопоставимо со штрафом для водителей. Но, согласитесь, что статус пешехода и человека с автомобилем все-таки разный, а для пенсионера, перебегающего проспект наискосок, поскольку "так удобнее", 200 рублей - очень значительная сумма.
- В 2008 году наезды на пешеходов составляли 67 процентов от всех регистрируемых ДТП, - сообщил Андрей Мелехин. - В прошлом году этот показатель снизился до 50 процентов. Динамика видна, более того, она прослеживается во всех крупных городах области.
Еще из области нововведений: первого сентября заработал новый административный регламент деятельности ДПС в области обеспечения безопасности дорожного движения. Идеология нововведения - изменение отношения сотрудников ГИБДД к водителям с "пристально-карательного" на доброжелательное. О результатах говорить рано, но вот бумажной работы у инспекторов прибавилось в разы.
- Главное, - считает Андрей Мелехин, - смещаются акценты задач, стоящих перед милицией, - мы идем к прозрачным отношениям сотрудника в форме и рядового гражданина. Попутно произошло увеличение документооборота, и водителям надо относиться к этому с пониманием: каждый документ подразумевает юридическую ответственность, ошибки здесь быть не должно. Увидело свет и наставление для дорожной службы ГИБДД, в котором прописаны механизмы взаимоотношений инспектора с участниками дорожного движения. И все это, в конечном итоге, нацелено на снижение аварийности.
В ноябре в Москве состоялась первая Всемирная конференция по проблемам безопасности дорожного движения, в которой принимали участие представители 150 стран. Среди делегатов были и представители ГИБДД УВД по Челябинской области. Проблема обеспечения безопасности на дорогах признана глобальной для всего цивилизованного мира.
- В России традиционными стали ежеквартальные видеоконференции министра внутренних дел и руководителей подразделений всех субъектов страны, - отметил Андрей Мелехин. - Поднимают самые болезненные вопросы, разбирают и оценивают громкие и трагичные ДТП. Замечу: Рашид Нургалиев обладает всей полнотой информации о состоянии дел в ГИБДД, владеет нюансами и деталями нашумевших трагедий.
В который уже раз начальник Магнитогорской Госавтоинспекции подчеркнул: создание безопасных условий дорожного движения - это комплексная работа: ни ГИБДД, ни школа, ни СМИ в одиночку с этим не справятся. Огромное значение имеют уровень воспитания и образования, привычки, менталитет, создание технических условий. В нашем городе подвижки в этом направлении есть: утверждена городская целевая программа - как раз сейчас решается вопрос о ее финансировании в текущем году. Установка в прошлом году светофорных объектов и перенос трамвайной остановки на улице Советской возле дома № 117 позволил снизить аварийность на этом участке в пять раз. После реорганизации движения здесь не погиб ни один человек, а в 2008 году в ДТП здесь погибло четверо граждан и десятки пострадали.
В прошлом году решился "вопрос с бородой" о выделении здания для ГИБДД на правом берегу. Речь о бывшем здании ПАТП на улице Советской, 160/1. Сейчас начался его ремонт. - О сроках говорить не буду - боюсь сглазить, - с улыбкой произнес Андрей Мелехин. - Необходимо обустроить помещения дежурной части и других подразделений. Переезд в это здание снимет ряд проблем: здесь не только более удобное географическое положение, но и нормальные подъездные пути, места под парковку и подходящие условия приема граждан. Кроме того, в прошлом году отдельный батальон ДПС получил пять новых патрульных автомобилей на базе "Форд Фокус" в третьем кузове. Они поступили на смену морально и физически устаревшим, давно отслужившим свой срок отечественным вазовским автомобилям. Понятно, что без нормальной материально-технической базы Госавтоинспекция не может работать эффективно.
Немного итоговых цифр: за прошлый год зарегистрировано 13 648 ДТП, что значительно ниже предыдущих лет - это первое снижение за последнюю пятилетку. На три процента удалось снизить дорожные с пострадавшими: таких происшествий зафиксировано 668. Погибло 39 человек, 750 - ранены. Погибло двое детей, что омрачает все другие показатели. А вот пострадавших несовершеннолетних и ДТП по их неосторожности стало несколько меньше, что говорит о результативности комплексной работы с учебными заведениями и детсадами.
- Декабрь выдался сложным: погибло пять человек, а в 2008 году погибло трое. Причем трое погибли в период с 28 по 31 декабря прошлого года. Причину мы видим в предновогоднем ажиотаже, резком увеличении транспортных и пешеходных трафиков по всему городу - в город приезжали многие жители близлежащих сельских районов, - констатировал напряженную обстановку конца года Андрей Мелехин. - Мы вынуждено переходили на ручное регулирование на самых оживленных перекрестках. На Карла Маркса-Завенягина из-за бардака, создаваемого водителями, движение просто вставало. Один выехал на перекресток уже на желтый, другой начал движение раньше положенного - в итоге скопище машин и паралич. Похожая ситуация на Труда-Советской и Ленина-Грязнова. Много еще больных мест в организации дорожного движения, но к их решению надо подходить разумно. Недавно попался на глаза сюжет по ТВ: в одном из регионов просто взяли и запретили на центральных магистралях в городе поворот налево. Снизило это аварийность? Быть может, но сколько неудобств доставило автовладельцам?
На протяжении всего года самая тревожная обстановка складывалась в Ленинском районе. Очевидно, что дорожная инфраструктура здесь очень старая, не рассчитана на современные потоки транспорта. Что предпринято? Реконструкция кругового движения на площадях Октябрьской и Свердлова.
- 1217 участников дорожного движения подверглись административному аресту за управление автомобилем без законного на то права и испытали все "прелести" пребывания в спецприемнике, - сообщил Андрей Мелехин. - В среднем ежемесячно этому наказанию подвергаются сто человек. 8 638 материалов направлено на рассмотрение в суды, 4 542 гражданина лишены права управления транспортом. Основные грубые нарушения ПДД прежние: управление транспортом без водительского удостоверения и выезд на полосу встречного движения. Второго января на шоссе Космонавтов женщина-водитель отвлеклась, потеряла управление и выехала на "встречку". Столкнулись два автомобиля с пассажирами, люди чудом остались живы. Просто верх безалаберности - "встречка" подобной халатности не прощает…
ДТП сокращаются
В прошлом году на территории Правобережного района Магнитогорска зарегистрировано 4593 дорожно-транспортных происшествия, что на 607 случаев меньше, чем в 2008-м. Ранен 241 человек, погибло девять - на два меньше, чем за отчетный период прошлого года.
По вине водителей произошло 178 ДТП, по вине пешеходов почти в три раза меньше - 67. Правобережный район по-прежнему остается самым опасным для пешеходов, иногда они повинны в авариях, переходя улицу в неположенном месте, - 54 случая; на красный свет - два. По-прежнему жертвами ДТП становятся дети: ранено 34, что на три человека меньше, чем в прошлом году. Зафиксировано 13 случаев, которые произошли по вине несовершеннолетних.
Большинство происшествий, когда ребенок страдает как пассажир автомобиля, происходит по вине взрослых. Напоминаем: перевозя детей в автокреслах, зафиксируйте ребенка ремнем безопасности. Это не только забота о сохранении его здоровья и жизни, но и возможность избежать проблем с сотрудниками ГИБДД.
Пресс-служба отделения ГИБДД ОВД по Правобережному району