Безопасный пешеходный переход – один из приоритетов грамотного построения улично-дорожной сети.
В Магнитогорске в уходящем году активно реконструировали пешеходные переходы, расположенные возле школ. Это требование нового федерального стандарта: переход должен быть хорошо освещён, оборудован искусственными неровностями, обязательно должна быть нанесена бело-жёлтая разметка на полотне дороги, оборудованы знаки «Пешеходный переход» и светофор «Т 7», так называемый «мигающий жёлтый». Как считают специалисты, переходы, оборудованные по такому стандарту, станут намного безопаснее обычных.
Пешеходный переход на проспекте Карла Маркса между «Зорями Урала» и сквером Ромазана не совсем типичный для нашего города. Он оборудован светофором, который управляется нажатием кнопки. Спустя несколько секунд после нажатия пешеходом кнопки загорается зелёный свет менее чем на полминуты. Правда, светофор настроен таким образом, что даёт определённый интервал движения транспорту: если кнопку жать постоянно, то зелёный свет пешеходам беспрерывно гореть не будет. Здоровому человеку отведённого времени вполне достаточно, чтобы преодолеть проспект с тремя полосами движения в каждую сторону и трамвайными путями. Людям старшего возраста этих секунд не хватает: приходится ожидать следующего включения зелёного света на трамвайных путях. Но это ещё полбеды.
Кстати, надо ещё знать, что этот светофор – «кнопочный», потому что никаких предупредительных табличек возле обоих светофоров нет. Главная проблема в том, что кнопки на этих светофорах постоянно разбивают вандалы. Особенно часто – со стороны «Зорей Урала». И приходится людям на этой стороне проспекта ожидать, когда же на противоположной стороне пешеходы дадут команду «зелёному».
Самые осведомлённые и отважные вручную замыкают два проводка, болтающихся на дорожном ограждении – там, где и должна быть кнопка. Но многие попросту игнорируют команды светофора и переходят проезжую часть на красный сигнал. Ведь иначе можно надолго застрять на этом переходе. Становятся «заложниками красного» и дети, и подростки, и пенсионеры – все, кто пытается перейти здесь дорогу. Очевидно, что такая ситуация очень опасна.
Читатели «ММ», живущие в этом районе, сетуют на то, что не знают, куда обращаться, чтобы починили кнопки светофора. В ГИБДД им отвечают, что это не компетенция дорожной полиции. А поток пешеходов в этом месте хоть и не такой большой, как по соседству у двух торговых центров «Мост», но всё-таки весьма интенсивный даже днём, не говоря уже о часах «пик». Многие считают, что резоннее было бы установить на этих светофорах антивандальные кнопки – по типу домофонов на подъездах. Тогда бы они служили дольше, обеспечивая безопасный переход, как это изначально и подразумевалось.
По мнению Госавтоинспекции, переводить светофоры на переходе в обычный режим, без управления кнопкой, нерезонно, поскольку это снизит пропускную способность для транспорта. Получается, необходимо сделать кнопки, которые вандалы не смогут раскурочить.
Обслуживанием светофоров занимается МБУ «Дорожное специализированное учреждение». Как и во многих других муниципальных организациях, комментарии по телефону без ведома руководства здесь не дают. Но «ММ» всё-таки удалось выяснить, что вышеуказанные светофорные объекты – большая проблема. Ремонтники не успевают закупать новые кнопки. А металлические не позволяет ставить нормативная документация, регламентирующая обустройство пешеходных переходов и остановок. В конце лета было закуплено десять запасных кнопок для светофоров этого пешеходного перехода – менее чем за полгода все ушли на замену выведенных из строя. На прошлой неделе вновь была заменена кнопка – она из тех, которые МБУ «ДСУ» вынуждено было закупить на собственные средства. Есть веские основания предполагать, что и она долго не прослужит.
Быть может, резоннее и здесь оборудовать пешеходный переход по новому федеральному стандарту, вместо бесконечного ремонта кнопок на светофоре? Ведь тех, кто крушит урны и лавочки, разбивает фонари и гадит где только можно, пока меньше не становится.