РЕДКОЕ ЗАСЕДАНИЕ городского Собрания обходится без текущей информации о состоянии местного бюджета.
Отчеты финансистов «зрелищностью» не отличаются: изобилие цифр и ничего больше. Но за их частоколом – реальная жизнь большого города. Естественно, что беседа с председателем комиссии по бюджету и налоговой политике городского Собрания, вице-президентом по коммерции ООО «Управляющая компания ММК» Игорем Виером вышла за рамки банального пересчета денег в казне. Уж слишком много на них завязано…
– Игорь Владимирович, принято решение принимать федеральный бюджет сразу на три года. Пойдем ли мы в городе тем же путем и что вы думаете по этому поводу?
– Трехлетний бюджет – иллюстрация того, что в стране наступила стабильность: можно строить далеко идущие планы, не оглядываться на инфляцию и непредсказуемые поступки со стороны власти. Конечно, у себя в городе мы не можем жить обособленно. Появится возможность планировать долгосрочные инвестиции, брать более серьезные обязательства и принимать более ответственные решения, реально обеспечивать деньгами целевые программы. Сейчас мы порой жертвуем финансовой устойчивостью во имя каждодневных решений. Трехлетний бюджет почти полностью вписывается в межвыборный цикл, что позволяет не заигрывать с избирателями, а брать перед ними реальные обязательства.
– Перед выборами часто возникает соблазн избирателей прикормить… Предстоящий год как раз предвыборный. Нет ли опасности, что финансовые интересы пойдут вразрез с политическими?
– Есть, конечно, опасность принятия популистских решений ради завоевания голосов. Но в Магнитогорске система формирования и исполнения бюджета проверена временем и сбоев дать не должна. Есть правила поведения, если они предполагают исключения, то очень редко. Иначе никакие это не правила…
– Если трехлетний федеральный бюджет будет принят раньше, то и нам придется сдвинуть сроки?
– Как участник процесса бюджетирования на ММК могу заверить: больших осложнений не будет. Ничего революционного не произойдет даже с учетом возможных объявленных намерений по изменению ставок основных налогов – НДС, подоходного или налога на прибыль. На 90 процентов финансовый план можно сверстать уже сейчас, а потом лишь вносить изменения. Городской бюджет формируют отчисления от предприятий, которые имеют четкую стратегию. У комбината, например, есть план развития до 2015 года.
– В условиях зависимости от вышестоящих бюджетов можно ли говорить о том, что в городе есть финансовая политика?
– Пока я могу говорить о конструктивном сотрудничестве с исполнительной властью в этой области. Действия по наполнению бюджета мы наблюдаем с большим временным опозданием, но это от желания не навредить. С момента прихода новой команды прошло достаточно времени, чтобы судить о достижениях. Они заметны, в том числе и чисто внешне – взять хотя бы положительные изменения во внешнем облике города. Пора продемонстрировать глубину и надежность завоеваний, чтобы вызвать доверие у горожан. Поверхностный ресурс за полтора–два года уже выбран. Дальнейшие изменения, очевидно, должны быть связаны с изменением структуры городского хозяйства. Депутаты вправе доводить до исполнительной власти свою точку зрения и мнение избирателей по поводу проводимой политики, но вмешиваться в текущую деятельность не должны. Каждый должен заниматься своим делом.
– Мы регулярно слышим заверения в том, что городской бюджет – бюджет развития. Нет ли здесь лукавства, если учесть зависимость местной казны от вышестоящих бюджетов?
– Думаю, мы можем полноценно развиваться. При формировании бюджета надо только не завышать текущие расходы и заранее определять, какую часть дополнительных доходов направлять на развитие. Главное – иметь четкие планы, которые всеми приняты. Это позволит избежать долгих пустых обсуждений и ненужной возни вокруг распределения денег.
– Учитывая, что среди депутатов Законодательного собрания первые руководители ММК – Виктор Рашников, Геннадий Сеничев, Андрей Морозов – проблем с увеличением доходной части бюджета у города нет?
– Наоборот, в области порой считают, что мы сами можем справиться, и финансовая помощь нам не нужна. С другой стороны, Магнитку на областном уровне никогда не упрекали в том, что деньги здесь «зарывались». Рачительность в использовании средств – залог того, что к мнению магнитогорских депутатов прислушиваются. Положительный пример – история строительства «Арены-Металлург». В нашем городе все инвестиционные проекты доводятся до логического завершения. И деньги Магнитогорску будут давать хотя бы для демонстрации примерного их освоения.
– Состояние бюджетов разных уровней сегодня разное. Федеральный и областные профицитны, а в городах – копейка в копеечку.
– Так это же хорошо.
– Потому что ничего лишнего оставаться не должно?
– В принципе, оставаться может, но как это так – не знать, куда потратить деньги? И потом, что в банковской сфере, что в повседневной жизни, никто не отменял принципа – деньги должны работать, а не лежать на полке мертвым грузом. Можно создавать резерв, но на короткое время и чтоб заранее знать, где эти деньги используешь.
– Есть ли надежда на то, что перерасчет налогов произойдет в пользу местных бюджетов?
– В последние годы шел обратный процесс – для местных бюджетов довольно болезненный. Считается, что все должны находиться приблизительно в равных условиях, иначе отдельные регионы и города, имея большие деньги, начнут чудачить. Можно, конечно, растить двадцать процентов передовиков и махнуть рукой на остальные восемьдесят. Но сейчас такой момент, что нужно позаботиться о большинстве регионов, которые не в состоянии себя обеспечить. Главное, не пренебрегать интересами передовиков, а то они потеряют интерес к жизни. Думаю, в отношении Магнитогорска найден необходимый компромисс, иначе при поддержке области у нас не строились бы социальные объекты и дороги.
– Реализация национальных проектов и связанные с этим целевые перечисления средств положительно сказываются на ситуации в городе?
– Изменилась технология использования денег. Она стала более четкой и прозрачной. Нет такого, чтоб всем сестрам по серьгам. Принципиальная позиция государственных мужей – поддерживать лучших. И нам на местах выбирать не приходится. Если выделены средства на строительство искусственного футбольного поля для детей, надо костьми лечь, но задачу выполнить. Если это чужие деньги, то и спрос за их использование будет жестким. Не думаю, что у Магнитки появятся проблемы – поводов для недоверия к нам нет.
– Есть другая проблема: национальные проекты у нас порой воспринимают как пропагандистскую кампанию…
– Это потому, что положительных примеров использования целевых средств мало. Такая картина не только в России, но и в США, Германии, Италии… К казенным деньгам нередко подходят с потребительских позиций, потому что знают: не хватит – дадут еще. Но в последние два года государство показало, что может, когда дело касается денег, проявить жесткость и принципиальность.
– Как вы относитесь к намерению городских властей акционировать муниципальные предприятия?
– Риск, конечно, есть. В России вообще трудно что-то прогнозировать. Когда нашему человеку попадает в руки собственность, результат бывает разный. Крепкий хозяйственник, который живет работой, непременно добьется результата. А какой-нибудь авантюрист займется маниловщиной, начнет раздавать невыполнимые обещания… Когда же придет время отвечать, будет говорить, что виноват не он, а тот, кто все это придумал. Могу только поздравить главу города, который решился на столь ответственный и серьезный шаг. Реформы затронут систему жизнеобеспечения, где любой негатив может привести к непоправимым последствиям.
– Но согласие депутатов получено, стало быть, вы не отделяете свои действия от действий администрации и решили рискнуть вместе…
– Лично я, как депутат, не отделяю себя по той причине, что знаю, сколько времени исполнительная власть шла к этому решению, сколько было сомнений и размышлений.
– Наверное, нет сомнений, что в той же сфере ЖКХ изменения назрели. Расходы на содержание растут, и все – как в бездонную бочку.
– Эта сфера всегда была дотационной, и все к этому привыкли. Планы по развитию здесь никогда не вырабатывали, потому что знали: финансовые дыры заткнут и дадут сколько надо. Вот и весь полет мысли…
– Благо для местного бюджета, что в городе есть такой налогоплательщик, как ММК. Но не слишком ли велика зависимость от него? И не пора ли заняться развитием других отраслей?
– Есть теория больших цифр. Как бы мы глубоко ни философствовали, кардинальных изменений не произойдет. Металлургический комбинат останется главным формирователем бюджета. В абсолютном выражении налоговые поступления от других предприятий могут вырасти, но доля их будет невелика. При этом равнодушно смотреть на то, как некоторые бизнесмены укрывают налоги, уклоняются от исполнения гражданского и патриотического долга, нельзя. Есть руководители, которые считают, что их предприятие стоит в городе отдельно и не имеет социальных обязательств перед магнитогорцами. Такой идеологии мы должны дать отпор на всех уровнях.
– Говоря об ответственности, вы имеете в виду пресловутые «серые» зарплаты?
– Не только. Считаю, что каждый человек должен уважать страну и город, где он живет. Не понимаю людей, которые ищут всевозможные лазейки, добиваются липовых льгот, при явно выраженном достатке делают вид, что проживают последнюю копейку.
– Но у нас то и дело ссылаются на несовершенство законов. Государство тоже не без греха и любит менять правила игры: то вводило одну для всех ставку подоходного налога, а теперь идут разговоры о возвращении прогрессивной шкалы…
– Во-первых, 13-процентный подоходный налог еще никто не отменил. И потом, критерий истины – это практика. Надо обобщить опыт других стран, сравнить, при какой налоговой ставке мы лучше жили, и тогда решать, должны ли богатые делиться.
– Зарплата «в конвертах» наносит ощутимый удар по бюджету?
– Полагаю, что да. Но надо понимать, что таким образом уходят от налогов не самые богатые люди. Чаще всего зарплату в конвертах получают занятые в сфере торговли и мелкие предприниматели. Полностью искоренить это явление невозможно, как невозможно избавиться от безбилетников в общественном транспорте.
– Исполнилось два года с того дня, как в городе сменилась власть. Какие плюсы и минусы в деятельности новой команды вы видите?
– Если взвесить позитив и негатив, то позитива, конечно, больше. Надо отдать должное новой команде, которая действовала по принципу: не навреди. Сейчас для администрации пришло время заняться серьезными изменениями в системе городского хозяйства. Думаю, ближайшие два года пройдут под этим знаком. Об упущениях говорить не хочется, потому что они вызваны отсутствием опыта. Я, наверное, тоже мог бы наутюжить. Но надо понимать: обиженные всегда были и будут, а хорошим для всех не станешь.