- Вячеслав Александрович, вы провели десятки проверок, какие самые распространенные нарушения?
- Начнем с того, что по фактам вскрытого нами 101 нарушения на сумму 136 млн. руб. в бюджет уже возвращено почти 69 миллионов. На 25 миллионов 685 тысяч рублей предотвращено потерь. И есть хорошие перспективы возврата еще части средств. Одно из частых нарушений - нецелевое использование бюджетных средств. К примеру, в театре кукол и актера "Буратино" из бюджетных денег оплатили 47200 рублей за коммунальные услуги за арендатора, хотя по действующему договору индивидуальные предприниматели, арендовавшие площади у театра, должны сами нести эти расходы. Материалы по этому факту переданы в прокуратуру.
- В вашем докладе звучало некое "сверхнормативное планирование бюджетных субсидий". Поясните?
- Это также одно из нередких нарушений. Надо сказать, что с января 2012 года вступил в силу новый федеральный закон № 83, трансформировавший отношения бюджета и муниципальных предприятий, изменилась форма собственности самих предприятий. Теперь они разделены на три категории: казенные, бюджетные и автономные. Казенных в Магнитогорске осталось порядка трех десятков, они полностью финансируются из бюджета. Это такие учреждения, как, например, "Магнитогорскинвестстрой". Но есть еще и муниципальное предприятие, находящееся на самоокупаемости и учрежденное муниципалитетом, "Магнитогорскинвестстрой" - закон этого не запрещает. Фактически это два разных предприятия. Сверхнормативное планирование подразумевает превышение запланированных затрат над фактическими. И по сути это наносит ущерб городской казне.
- Говорилось о переориентации деятельности КСП, о работе на, так сказать, упреждение.
- Именно. Согласно федеральному закону № 6 перед нами стоит задача не столько выявления криминальных схем, хищений и злоупотреблений, сколько оценки эффективности использования бюджетных средств и имущества. По этому показателю в прошлом году нами выявлено нарушений на 93 миллиона 630 тысяч рублей. Основные "проколы" - сверхнормативное превышение фонда оплаты труда. Этим грешили городской клуб туристов - плановый фонд зарплаты здесь завышен на полмиллиона рублей, банно-прачечное хозяйство - на миллион 490 тысяч, горбольница № 2 - более, чем на два миллиона, театр "Буратино" - на 557 тысяч, центр эстетического воспитания "Камертон" - почти на два миллиона. Выявили и сверхнормативное планирование выполнения бюджетного задания. В "отличившихся" - вновь театр "Буратино". Нарушение составило 237 тысяч. У горбольницы № 2 - 258 тысяч, футбольный клуб "Магнитогорск" - семь миллионов 593 тысячи рублей. Клуб оплатил земельный налог, от которого по закону и на основании решения МГСД освобожден. Получилось, что деньги в течение года "ходили по кругу", а не работали, не были использованы на другие цели. Таков один из ярких примеров неэффективного использования бюджетных средств. Идем дальше. Ряд нарушений связан с неправомерным завышением ресурсов для выполнения программных мероприятий. Это напрямую касается управления капстроительства администрации города. В Магнитогорске действует ряд бюджетных программ: строительство жилья и дорог, их капитальные и текущие ремонты, ремонт детских садов, городских коммуникаций и так далее. Под них готовят сметы, и на этом основании идет финансирование. После ряда проверок найден ряд нарушений, связанных с завышением сметной стоимости проведенных работ. Очень больной вопрос - завышение стоимости выполненных ремонтно-строительных работ, расценок и коэффициентов. Мы "накопали" их на 12 миллионов 279 тысяч рублей. Проще говоря: работа недоделана или вовсе не выполнена, а за нее заплачено бюджетными деньгами. Материалы по данным фактам направляем в правоохранительные органы. Но в ответ приходят отказы в возбуждении уголовных дел: нет состава преступления.
- Не было ни одного прецедента доведения до уголовной ответственности?
- Почти нет. Специалистам уголовного права виднее, но по факту мы обнаруживаем: некие лица, не выполняя работу, получают за нее оплату. На мой взгляд, в этом преступлении несколько участников: исполнители выставляют необоснованные счета, одни должностные лица подписывают акты, а другие сотрудники муниципалитета их оплачивают. К примеру, нам поступило коллективное заявление от жильцов одного из домов по улице Московской, 13 "А". Люди жаловались на низкое качество ремонтных работ в их доме. Наши специалисты убедились: месяц прошел после ремонта, а с фасада кусками отваливается штукатурка. Нет водосточных труб, разрушается отмостка - невооруженным глазом видно, как некачественно проведен ремонт. Но управляющая компания никаких претензий исполнителю не предъявила, не заставила его за свой счет исправить недоделки. Нанесен ущерб федеральному, областному и городскому бюджету, не говоря уже о собственниках квартир этого дома, которые также рублем участвовали в финансировании горе-ремонта. Отправили материалы правоохранителям - получили отказ в возбуждении дела. Вновь они не увидели оснований для привлечения к ответственности должностных лиц и подрядчиков. И подобные нарушения характерны для всех управляющих компаний города: мы их выявили на общую сумму порядка 800 тысяч рублей. Дальше - имущественные нарушения. Общий объем - без малого 56 миллионов. Самое крупное допустил футбольный клуб, "потеряв" помещение. Суть: с казенного учета был снят физкультурно-оздоровительный комплекс по улице Жукова, 1/1 и передан футбольному клубу. Но на учете в клубе он не появился, что показала ревизия. По факту некоторое время он оставался бесхозным.
- Техническая ошибка или умысел?
- Можно лишь гадать. Руководитель и бухгалтер клуба сослались на забывчивость. Но по худшему сценарию, через некоторое время данное помещение могло быть потеряно для муниципальной казны.
- Какова динамика последних трех лет с момента, когда вы возглавили КСП? Нарушений становится больше, меняют ли они характер?
- Однозначного ответа нет, поскольку за год мы не можем охватить все учреждения, которых в сфере нашего контроля насчитывается больше трех сотен. У них разный бюджет. Проверка, к примеру, небольшого детского спортивного клуба и такого крупного предприятия, как трест "Теплофикация", занимает примерно одинаковое время. А показатели охвата нашей проверкой будут, естественно, разными.
- СМИ сообщали о проверке "Водоканала еще в 2011 году. Каковы результаты?
- Она закончилась лишь в прошлом году. Вскрыли серьезные нарушения, кстати, возбуждено уголовное дело, и должностное лицо оштрафовали на два миллиона рублей. Нанесенный бюджету ущерб больше. Получилось, что на ремонт одного из крупных объектов не был проведен конкурс: просто заключили договор с иногородней коммерческой структурой. Запланированные работы не выполнили, а деньги фирме заплатили.
- КСП проверяла и документооборот городской администрации. Какие результаты?
- Экспертиза нескольких тысяч документов помогла внести ряд изменений в постановления городской администрации. Это позволило уменьшить плату за содержание детей в образовательных учреждениях. Другой пример: во второй горбольнице простаивало оборудование - после проверки его передали в Медтехнику. Обнаружили неработающую технику, числящуюся на балансе дорожного предприятия. Ее списание снизило налоговую нагрузку на бюджет. Проверка документов во второй горбольнице привела к возбуждению уголовного дела. А после анализа документов в комитете по управлению имущества в ряде случаев повышены коэффициенты арендной платы для коммерческих организаций - это также пополнение казны.
- Каковы задачи нынешнего года?
- Повторюсь: с проверок финансово-хозяйственной деятельности мы меняем акцент на аудит эффективности использования бюджетных ресурсов.
- Но в процессе проверок не могут не вскрыть злоупотребления и хищения.
- Безусловно. И все результаты будут направлены руководству города и правоохранительным органам, как того и требует закон.