Сегодня отдел координации называется управление обеспечения закупок. О его целях, задачах, истории развития рассказывает руководитель коллектива Павел Васев.
- Необходимость создания новой структуры продиктовало время: ушла в прошлое плановая экономика, промышленные предприятия в очень непростых условиях вынуждено переходили на самостоятельное обеспечение. 10 апреля 1995 года приказом по АО "ММК" был создан отдел координации деятельности служб снабжения.
- Какие задачи руководство комбината поставило перед новым подразделением?
- Основная - снижение себестоимости продукции, производимой предприятием, за счёт организации максимально прозрачных процедур выбора поставщиков с целью получения эффективных закупочных цен на материально-технические ресурсы и услуги, за счёт оптимизации процессов снабжения, за счёт корректного формирования и анализа исполнения бюджета. Для реализации поставленных задач было организовано три направления, по которым и работаем по сей день. Первое - анализ и сопровождение процессов материально-технического обеспечения, который включает в себя работу с бюджетом и отчётностью, постоянное совершенствование системы снабжения и сопровождение единого номенклатурного справочника. Второе - непосредственно организация процедур выбора поставщика и мониторинг рынка МТР. Третье - организация процедур выбора поставщика и мониторинг рынка услуг.
Успех работы подразделения по второму и третьему направлению, прежде всего, заключается в грамотной организации электронных торгов и тендеров, что приводит к оптимальному выбору поставщиков, предлагающих продукцию или услуги требуемого качества, в нужные сроки и по оптимальной цене.
- Каков штат коллектива УОЗ и основные требования, предъявляемые к сотрудникам?
- В штате 47 человек. Средний возраст - 39 лет. Практически у всех по два высших образования: базовое техническое и дополнительное гуманитарное. Для всех обязательно знание иностранного языка не ниже второго уровня. Активно используем современные технологии: основной рабочий инструмент - система управления ресурсами предприятия Oracle E Bisiness Suit. На её основе внедрена электронная торговая площадка и единый номенклатурный справочник. Активно используем и другие инструменты, включая корпоративную систему электронного документооборота.
- Какие способы и инструменты существуют в ОАО "ММК" для выбора поставщиков МТР и услуг?
- В ОАО "ММК" действуют несколько процедур выбора поставщика - электронные торги, тендеры с очным участием поставщиков, конкурентные переговоры (в случае узкой конкурентной среды, при закупке технологически важной номенклатуры) и закупка согласно реестру специализированной номенклатуры, предусматривающая размещение заказов у дочерних обществ ОАО "ММК" либо стратегических партнёров.
При этом большая часть в номенклатурных позициях закупается через ЭТП, так как предложения компаний - поставщиков посредством электронных торгов в открытом режиме на электронной торговой площадке максимально исключает влияние человеческого фактора, создаёт равные условия для участия всем без исключения компаниям, приводит к расширению конкурентной среды.
Информация обо всех процедурах выбора поставщика размещается на внешнем сайте ОАО "ММК", всем компаниям предоставляются равные возможности подачи котировок с соблюдением регламентов.
Внедрение электронной торговой площадки обеспечило организацию электронного документооборота, который значительно экономит время. Теперь исключены ошибки при вводе информации за счёт автоматической передачи данных на всех этапах процесса снабжения.
Все выполненные мероприятия по совершенствованию работы ЭТП и, в целом, подходы к выбору поставщика позволили ОАО "ММК" стать финалистом конкурса "Лидер конкурентных закупок" в номинации "Лучшая система работы с поставщиками", организованного компанией "В2В Center", а также с 2007 года получать высокие награды за лидирующие позиции в независимом проекте "Национальный рейтинг прозрачности закупок", которые хранятся в музее коммерческой службы.
- Вы не раз упомянули о едином номенклатурном справочнике: подразумевается какой-то единый документ по типу каталога? Для чего он необходим: ведь в каждом структурном подразделении наверняка отлично знают, какие ресурсы и услуги им требуются?
- Это один из больших проектов, реализуемых коммерческой службой комбината. В прошлом году подписан контракт с фирмой Pilog на совершенствование и унификацию единого номенклатурного справочника ОАО "ММК": это 160 тысяч номенклатурных позиций. Их предстоит привести в соответствие с мировыми стандартами. Будут получены определённые методики, а каждая позиция - описана и внедрена в единую систему Oracle. Таким образом, на новой методологической основе будет создан единый справочник. Работа кропотливая, но она обеспечит унификацию, стандартизацию и непротиворечивость данных. К примеру, одно из обществ Группы ММК заводит в систему позицию по своему описанию, другое общество - прописывает по собственному алгоритму. Это неверно: методика должна быть единой для всех. Тогда мы получим возможность идентифицировать любую позицию в справочнике и ясно понимать: что необходимо заказать, каковы объёмы остатков. И самое главное - производители продукции на рынке будут понимать, что именно комбинат собирается закупить. В унифицированном справочнике предусмотрен перевод описания позиций на английский и китайский языки. Что также позволит осваивать рынок китайских производителей. Это одна из поставленных задач, связанная с повышением эффективности. С этой же целью был организован проект по открытию представительства ОАО "ММК" в Китае.
- Что пожелаете коллективу в день двадцатилетия?
- Стабильной работы и устойчивого спроса на металлопродукцию. Личного развития, самосовершенствования, новых интересных идей. Здоровья, благополучия, крепких семейных отношений и успехов во всех начинаниях. Особые поздравления ветеранам управления, тем, кто двадцать лет назад стоял у истоков его создания.