КОГДА-ТО у ДОСААФ ММК было несколько визитных карточек: военно-спортивный лагерь «Юность», левобережный стадион, авто- и мотоспорт. Сегодня осталась одна, но какая: магнитогорская команда по мотокроссу «Металлург» – одна из сильнейших в российской суперлиге. Более тридцати лет комбинатской «оборонкой» рулит Виктор Коржов.
Закат оборонной «империи»
«Юность» на Соленом озере в шестидесятые–восьмидесятые готовила к армии призывников комбината – до полутора тысяч человек в год. Две недели прыжков с парашютом, стрельб, марш-бросков, вождения мотоцикла и прочих армейских прелестей делали свое дело: старшеклассники возвращались со сборов заметно повзрослевшими, служить шли практически готовыми бойцами. Стадион на левом берегу и вовсе был уникален. Нигде в стране – ни в областных центрах, ни в Москве – таких больше не было: специализированного под технические виды спорта, с гаражами и отдельными трассами для разных гонок. Он считался лучшим в Союзе. Ограждение, стартовая машина, трибуны – здесь было все. Еженедельные соревнования всякий раз собирали аншлаг…
И все же эпоху перемен стадион не пережил, сейчас он пустует, зарос, заброшен. От великолепия восьмидесятых осталась только база мотогонщиков – двухэтажка с раритетной вывеской «Комитет ДОСААФ ММК», ангарами, стоянкой и тренировочной трассой.
И лагерь, и стадион были известны далеко за пределами Магнитки, но вспоминает о них Виктор Петрович неохотно. Как все послевоенное поколение, Коржов вырос в безграничном уважении к военному делу. Тяжело было видеть, как равнодушие и безденежье девяностых уничтожали систему подготовки к армейской службе, в которую было вложено столько сил и труда. Тем более, что постепенно у молодых людей изменилось и само отношение к главному в жизни мужчины предназначению – защищать Родину. Сам-то Коржов служение Отечеству понимает по старинке – как максимальную результативность на каждом вверенном его заботам участке.
При нем ДОСААФ ММК успешно развивал девять видов спорта. Мотокроссмены и стрелки не раз выигрывали чемпионаты СССР, картингист Петр Бушканов стал чемпионом Европы. Магнитогорск регулярно принимал всесоюзные соревнования, в том числе и чемпионат страны по картингу в 1984 году. По совокупности достижений комбинатскую «оборонку» дважды признавали лучшей в стране. Почетные грамоты Виктору Петровичу лично вручал председатель ЦК ДОСААФ, Герой Советского Союза – адмирал флота Георгий Егоров.
Любимое детище – мотоспорт – требует столько внимания, что унывать из-за утраты лагеря со стадионом Виктору Петровичу просто некогда. Забот у Коржова меньше не стало. Заботам этим сорок пять с лишним лет: его дружба с мотокроссом началась в шестидесятом, когда вместе с тремя друзьями он пришел в промозглый сырой гараж на Уральской – мотосекцию комбината.
В сторону южную
В секцию они записались вчетвером – Володя Курицын, Володя Кошелев, Юра Шаров и Виктор Коржов. И как заразились мотокроссом вместе, так и болеют им всю жизнь. Через пять лет уже выигрывали чемпионаты области и создали Челябинску столь серьезную конкуренцию, что однажды у соседей сдали нервы…
Тот турнир проходил в Кемерове. Два дня лил холодный дождь: ни укрыться, ни просушить вещи и свечи зажигания. Трасса – сплошная грязная река. В результате в каждом заезде из сорока стартующих финишируют не больше пяти. Из южноуральцев доехал один. Виновными за провал сборной «назначили» магнитогорцев – троих из команды в десять человек. Упрек исходил от тренера команды, возглавлявшего еще и сборную РСФСР, поэтому на карьере в России можно было ставить крест. Коржова с товарищами такой расклад не устроил.
Эта гонка Спартакиады СССР 1967 года стала для них переломной. Они все хорошо обдумали и …уехали на Украину – братская республика во времена СССР была мотоциклетным раем. Три года «показывали себя» в Коммунарске, выигрывали областные старты, пробились в сборную Украины, затем – в сборную страны. «А прежде даже мечтать не смели, что будем работать под руководством ведущего тренера в Союзе Леонида Черного», – вспоминает Виктор Петрович. Но цена «сбычи мечт» оказалась высокой.
В 1969 Коржов стал третьим на чемпионате СССР. Вместе с Кошелевым они должны были выступать на Кубке Европы, но Юрий накануне упал и получил сложный перелом кисти. В турне по Болгарии и Румынии Виктор поехал один. Выступил хорошо, но к следующему сезону сам травмировался, повторно сломал колено. Вердикт врачей: «Операция, год на восстановление»… Коржов с товарищами уехал домой.
– Было очень обидно – до сих пор досадует Виктор Петрович. – Хотелось еще выступать и выступать. Шансов вновь попасть в сборную было мало. Черный настаивал, чтобы мы остались, предлагал тренерами работать, квартиры давал. Но без возможности соревноваться нам ничего там не было нужно. И домой тянуло постоянно. Помню, летишь на самолете, город родной увидишь – сердце из груди выскакивает от радости.
Второе пришествие
Когда они вернулись, им было по двадцать три. Начали все с нуля, так как секция за время их отсутствия развалилась.
– База – старое бомбоубежище – была затоплена нечистотами по колено. Мы пригнали грузовик, все выгребли, выскребли, набрали народ. Тренировали, выступали, опять стали наступать на пятки Челябинску. Глядя на наши усилия, командовавший до меня ДОСААФом Виктор Сафонов «пробил» в парткоме строительство гаражей возле левобережного стадиона, и в конце 70-х мы переехали сюда. До этого мыкались по углам. Хорошее было время: развивали спидвей, триал, картинг, мотобол. Стадион оборудовали под технические виды спорта.
В мотокроссе Челябинск по старой традиции продолжал «душить». Мы их честно побеждали – они нас давили административно. У нас с запчастями проблемы, техника хуже, накат меньше, а все равно выигрывали. Потому что коллектив был сплоченный: приезжает кто-то с заезда – все к мотоциклу кидаются, «оближут» его весь, проверят, приготовят к следующему заезду. Этим и побеждали. Но соседи все равно чинили препятствия. Чтобы не тратить силы на глупое противостояние, мы занялись спидвеем.
Тут Коржов заметно оживляется, и внешняя сдержанность больше не может скрыть азартную натуру гонщика:
– Мотокросс тоже зрелищный, но спидвей своим взрывом просто ошеломляет! Спортсмены летят, скорость, газ не закрывают, шлейф песка из-под колес… Когда начинал тренировать, сначала сам боялся. Им же надо на полном ходу «сломать» машину и опять газ открыть! Мотоцикл идет боком за счет мощности мотора; гонщики, когда в поворот вписываются, толкаются. Очень опасно. Но здесь нас никто не ограничивал – мы сразу ехали на «Союз». Молодежь нашу стали кандидатами в сборную включать. На матчи по спидвею к нам даже поляки приезжали.
Мы идем по стоянке на первом этаже базы. Обстановка спартанская, чистота, тишина и запах резины. Отдыхают потрепанные в боях, заботливо ухоженные «хонды» и «ямахи». Они красивы и породисты, и романтики от мотоспорта не зря сравнивают их с лошадьми. Под ярким пластиком и железом дремлющего в боксе мотоцикла угадывается сила настоящего, живого зверя. Я начинаю понимать Коржова и его воспитанников – скорость, стать и мощь «японцев» покорит кого угодно.
Задел из двадцати машин появился еще при Иване Ромазане. И сегодня, как бы ни было тяжело, Виктор Петрович старается приобретать новые машины, хотя бы одну-две в год. Комбинат помогает. Но все равно режим экономии жесткий. В идеале гонщик суперлиги должен ежегодно получать новый мотоцикл. Наши же спортсмены на одной машине катаются 3–4 года, потом передают по наследству младшим. Тем не менее, магнитогорская команда по мотокроссу последние тринадцать лет удерживает ведущие позиции в российской суперлиге. В ее активе – два «золота», два «серебра, «бронза».
Выходим на крыльцо: старшие готовятся к тренировке, младшие протирают машины. «Мальчишек в мотокросс много приходит, – говорит Виктор Петрович. – Дашь им мотоцикл грязный: помойте, ребята. Один повозит немного тряпкой и отойдет, а другой задержится, каждую спицу протрет. На такого сразу обращаешь внимание – он скорее станет чемпионом. Мелочей у нас не бывает. От машины здесь зависит не только победа, но и жизнь».
Здесь будет мотогород-сад?
Лет десять назад Коржова пригласил к себе на сбор мэтр мотоспорта – голландец Ян Постема. Узнав про визит русских гонщиков, крупная сельскохозяйственная фирма – спонсор местной мотокоманды – устроила в их честь пышный прием. Спортсмены жили за 200 километров, так за ними прислали специальный автобус. Фермеры «замучили» магнитогорцев вопросами: в Европе любят спорт и мотоциклетный в том числе. Всевозможные гонки там проходят повсеместно, болельщики стоят вдоль трасс, какими бы длинными они ни были. В Америке 100-тысячные стадионы во время любых мотосоревнований забиты до отказа.
Коржов мечтает, чтобы в России мотокультура была столь же всеобъемлюща. Популярнее мотогонок в Магнитке только хоккей. И это при полном отсутствии зрительского комфорта на трассе: грязь, летящая из-под колес, шум, неудобные трибуны, на которых можно только стоять. И люди стоят! Мотосоревнования собирают у нас зрителей больше, чем эти железные трибуны могут вместить. Во-первых, потому, что уровень: на этапы чемпионатов страны среди команд суперлиги к нам приезжают сильнейшие спортсмены России. Во-вторых, потому что прыжки на мотоцикле на двадцать-тридцать метров вперед – это очень красиво. В-третьих, потому что любовь к скорости и технике у каждого мальчишки в крови. А еще потому, что мотокросс в Магнитке уважают с тех пор, как Виктор Коржов с товарищами появился в магнитогорском спорте и гонки проходили на Белой горе, где сейчас сады. Председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников как-то признался Виктору Петровичу, что в молодости был его болельщиком.
Специалисты утверждают: большой мотокросс в Магнитке существует благодаря усилиям главного «оборонщика» комбината и его друзей – Кошелева и Шарова. Поневоле задумаешься о роли личности в спорте. Есть личность – есть и результаты, нет ее – нет ничего. Мотоспорту в Магнитке повезло: у него есть Коржов. Сам же Виктор Петрович считает, что ему тоже повезло. Что придумал однажды человек разумный такое завораживающее явление, как гонки. И ему теперь есть что «раскручивать», сохранять и развивать.