Одним из них стал Владислав Скоков, студент выпускного курса Магнитогорского технологического колледжа, будущий специалист по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
Подвиг - норма жизни
Стипендии ЗСО ежегодно присуждают студентам, обучающимся по программе высшего и среднего профессионального образования, и учащимся по программе начального профессионального образования. В соответствии с положением выдвижение кандидатов производится на основании решений ученых и педагогических советов. В 2012 году кандидатов в стипендиаты выдвинули учреждения профессионального образования из 34 муниципальных образований области: Челябинска, Миасса, Нязепетровска, Катав-Ивановска, Троицка, Снежинска, Аши, Сатки, Копейска, Магнитогорска…
Влад Скоков - автор научно-исследовательской работы, связанной с трудовым подвигом магнитогорцев в годы Великой Отечественной войны. Исследование "Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд" о Днепродзержинской школе фабрично-заводского обучения № 28 в эвакуации в Магнитке написано под руководством преподавателя общественных дисциплин Евгения Лещинского, возглавляющего историко-краеведческую секцию студенческого научного общества колледжа.
Около полутора лет юноша изучал и анализировал архивные документы далекой военной поры. За пожелтевшими от времени, исписанными от руки листками стояли судьбы мальчишек и девчонок, которых судьба забросила в Магнитку со всей страны. Им пришлось взять на себя недетскую нагрузку и ответственность, заменить ушедших на фронт старших братьев и отцов. Подростки быстро взрослели и становились настоящими героями тыла. То, что сегодня называют подвигом, тогда было нормой жизни.
- Исследовательская работа дала мне не только интеллектуальное развитие и опыт публичных выступлений, но и нравственный стержень, - говорит Владислав Скоков. - Она помогает восстановить преемственность между поколениями и связать прошлое с будущим.
Собственно, активное участие в жизни студенческого научного общества Магнитогорского технологического колледжа и послужило причиной представления Влада к премии областного парламента. В прошлом учебном году он защищал честь МТК на одиннадцати региональных и всероссийских конкурсах юных исследователей, в числе которых - VIII Всероссийский конкурс за лучшую работу по русской истории "Наследие предков - молодым", проводившийся Российским императорским историческим обществом. Юноша вместе со своим научным руководителем и коллегой по научному обществу Анжеликой Тойкиной побывал в Москве и получил незабываемый опыт участия в конкурсе высочайшего уровня. Соперниками ребят из магнитогорского колледжа стали студенты и аспиранты вузов. Призовых мест Влад и Анжелика не заняли, но и участие в таком знаковом интеллектуальном турнире - это уже своего рода "знак качества".
- Очень разволновался, - признается Влад, - сердце холодом схватило.
Молодой человек считает, что мог бы выступить лучше. Впрочем, у него достаточно достижений, которыми можно гордиться. Так, он победил в заочном и очном этапах конкурса "Юность. Наука. Культура", в заочном туре всероссийского конкурса достижений талантливой молодежи "Национальное достояние России"...
Без выходных и отпусков
От конкурса к конкурсу работа видоизменялась: появлялись дополнения, уточнения, новые документальные источники. Одно из ярких свидетельств эпохи - приказ
№ 81 по школе ФЗО № 28 от 13 апреля 1943 года о снятии карантина по просьбе учащихся. Подростки, как и взрослые, работали героически, не жалея себя, но их силы были на исходе: изнурительный труд, плохое питание подрывали их здоровье. 3 апреля 1943 года в школе был объявлен карантин в связи с эпидемиологической обстановкой - угрозой тифа.
Это случилось в самом разгаре соревнования между группами. Ребята брали обязательства и боялись их не выполнить. Как же нужно было желать приближения победы, чувствовать важность своего труда, чтобы обратиться с просьбой к администрации прервать карантин и отправить их на работу. Разрешив учащимся прервать карантин, администрация ввела строгую систему контроля за состоянием здоровья подростков.
На пределе возможного ребята выполняли поставленные перед ними производственные задачи. Трудно понять, откуда они брали силы для работы, да еще и при полном отсутствии выходных и отпусков. Лишь с 1944 года учебные заведения трудовых резервов ввели еженедельный день отдыха для учащихся. Тем же, кто был моложе 16 лет, на втором году обучения стали предоставлять отпуск в 12 рабочих дней.
Равносильно победе на фронте
Еще один знаковый момент. Учащиеся школы ФЗО были в числе тех, кто строил легендарную шестую домну. Она была намного совершеннее своей предшественницы. Весь строительный цикл этого гиганта занял лишь пять-шесть месяцев. За это время строители, в том числе ребята из "Трудовых резервов", переработали для пуска шестой домны 200 тысяч кубометров земли, смонтировали шесть тысяч тонн металлоконструкций, заложили 1600 кубометров бетона и шесть тысяч тонн огнеупорных изделий, поставили 100 тысяч заклепок, произвели 25 тысяч метров электросварочных работ. 20 бригад начинали работы в июне, а к концу года их стало 150, и все они завоевали право называться фронтовыми.
Комсорг Домностроя Роза Инкина вспоминала: "Устраивали субботники, воскресники. До сих пор стоит в ушах топот по настилам десятков ребячьих ног, обутых в парусиновые ботинки на деревянной подошве. Это резервные ударные комсомольские отряды из ремесленных училищ и школ ФЗО пришли к нам на помощь".
Газета "Комсомольская правда" 25 декабря 1943 года писала: "Сегодня вступила в строй действующих шестая комсомольская домна - крупное сооружение военного времени… 1700 тонн чугуна будет она ежедневно давать Родине. А это 340 танков, или тысячи орудий, или миллионы снарядов. Можно сказать, что пуск шестой домны без преувеличения равносилен серьезной победе на фронте". Недаром в те годы в ходу был лозунг: "Воевать по-сталинградски, работать по-магнитогорски".
Диалог поколений
Исследование Влада Скокова может быть интересно всем, кто любит родной город и хочет больше узнать о своих отцах, дедах, прадедах - тружениках тыла. Евгений Лещинский вспоминает, как в Челябинске на областном конкурсе профессионального образования подходили педагоги-краеведы с просьбой дать им скачать материал работы. Это для автора и его научного руководителя высшее признание. Кстати, отрывки из работы "Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд" вошли в сборник "Говорят герои Великой Победы. Диалог поколений. Магнитка - подвиг тыла", который, как ожидается, выйдет в свет в декабре этого года. Это еще одно подтверждение актуальности и глубины исследования.
Краеведение - это история малой родины, к которой можно прикоснуться, понятная и близкая. История на расстоянии вытянутой руки. Живая и ощутимая связь между эпохами позволяет почувствовать, что прошлое не ушло безвозвратно - оно продолжается и сегодня. И вдвойне радует, что одним из наиболее востребованных у юных исследователей направлений остается историческое краеведение. Радует, что стремление "работать по-магнитогорски" вдохновляет нынешнюю молодежь на свершения и победы.