"Воспитание 2.0: от воспитательных мер к воспитательной среде" - так звучала тема первого форума молодых учителей "Линейка". Единственным участником от Челябинской области стал магнитогорец Алексей Маклаков
С первого сентября этого года школы приступили к разработке специальных программ, которые предполагают приобщение учеников к духовным и нравственным ценностям и вовлечение их в волонтёрскую деятельность. Ещё в конце июля Владимир Путин подписал закон об укреплении и усилении воспитательной составляющей в системе образования. Соответствующий законопроект он внёс в Госдуму в мае текущего года. В законе "Об образовании в РФ" даётся определение, что такое воспитание раскрывает механизм организации воспитательной работы, которая должна стать частью всех образовательных программ.
В новом законе воспитание определяется как "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения". Воспитание направлено на формирование у детей и молодёжи России патриотизма, гражданственности, чувства глубокого уважения к памяти защитников Родины и их подвигам, чувства законности, уважения к труду и старшему поколению, друг другу.
До следующего сентября школам дали время, чтобы скорректировать образовательные программы в соответствии с законом.
В них нужно будет включить рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы. Обязанность по реализации этих задач возложили на классных руководителей. При этом в документе сказано, что к разработке и реализации воспитательных программ можно подключать все заинтересованные стороны - своё мнение смогут высказать и советы обучающихся, и родительские советы.
В рамках форума "Линейка" молодые учителя и федеральные эксперты в сфере образования, педагогики, психологии и воспитания обсуждали, как сформировать единую воспитательную среду в школах, какая для этого нужна нормативно-правовая база и система подготовки педагогов.
В числе первых получил приглашение на "Линейку" студент пятого курса Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова, а с этого года уже и учитель русского языка в седьмом классе академического лицея Алексей Маклаков. Молодой человек участвовал в разработке концепции этого форума в профильной смене "Вызовы образования" другого всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов", который проходил с июля по сентябрь в мастерской управления "Сенеж". Алексей - яркий пример представителя активной и инициативной молодёжи, с большим опытом участия в различных педагогических конкурсах и форумах. Обучаясь в МГТУ им. Г. И. Носова, он стал серебряным медалистом по направлению "Педагогическое образование" первого сезона масштабной олимпиады среди студентов "Я - профессионал", а во втором сезоне стал её победителем. Именно Алексей зимой этого года на встрече выпускников образовательного центра "Сириус" с президентом России Владимиром Путиным предложил включить в действующие профессиональные конкурсы педагогического мастерства раздел для студентов. Новый трек с лёгкой подачи магнитогорца стартует в конкурсе "Учитель будущего" уже в этом году. А в рамках форума "Линейка" Алексей вместе со своей командой предложил провести "Педагогические дебаты", где проблемные открытые вопросы образования и воспитания будут обсуждать представители разных педагогических практик и традиций - опытные педагоги и молодые учителя. Но основная задача участников форума - создание минипроектов, с помощью которых можно формировать воспитательную среду в школах.
- Целевой аудиторией нашего проекта были мотивированные школьники, которые являются участниками олимпиад, творческих и научных конкурсов, - рассказывает Алексей Маклаков. - В качестве одного из инструментов для вовлечения детей в воспитательный процесс наша команда выбрала создание школьниками медиаконтента, посвящённого психологическим трудностям подросткового возраста. Нам показалось важным представление формата ток-шоу, подкастов, где взрослые и ученики обсуждают ценности школьного и семейного воспитания. Это своеобразный "диалог на равных", когда каждая из сторон представляет своё видение конкретной воспитательной ситуации. Что касается способа вовлечения и информирования о проекте - наряду с традиционными форматами школьных СМИ мы выбрали популярные интернет-площадки - социальные сети, шоу на YouTube-канале. Современные школьники предпочитают именно такой формат взаимодействия по нескольким причинам: мгновенная обратная связь, возможность общения и быстрой передачи информации.
По мнению молодого педагога, в формировании воспитательной среды должны быть задействованы все: учителя, классные руководители, родители, руководство и методисты образовательных учреждений, различные профильные общественные организации, такие как Российское движение школьников, Юнармия, Волонтёры Победы и другие. Но даже в вопросе сплочения есть место разделению зон ответственности - есть темы для семейного воспитания, где ценности транслируют родители, есть то, что учащиеся могут почерпнуть в школе, в моменты общения с педагогами, классным руководителем.
- Важную роль в формировании воспитательной среды играет доверие, установленное между педагогами и родителями, - считает учитель русского языка Алексей Маклаков. - Школа и родители должны работать вместе, договориться, какие ценности они будут транслировать. И здесь достаточно эффективным способом синхронизации могут стать классные часы, будь то в онлайн- или офлайн-режиме, с участием самих школьников. И вопрос, конечно же, о том, какое содержание вкладывать в проведение классного часа. Многие коллеги, работающие в старших классах, к рассказу о текущей успеваемости и об организационных моментах в конце встречи добавляют небольшой дайджест советов: "Как справиться со стрессом на экзамене". На мой взгляд, это очень интересно. Разве это не процесс воспитания, в который вовлечены все три стороны? И классный час больше не становится формальным отчётным мероприятием.
Алексей Маклаков подчеркнул, что в процессе воспитания важен деликатный, гармоничный подход, потому что навязывание ценностей может дать обратную реакцию.
- Педагогам важно помнить, что лучшая воспитательная практика та, которая инициирована самим школьным сообществом, а не декларируемая как некое назидание и прямое требование к поведению, - уверен Алексей.
В воспитательном процессе немаловажную роль играет и формирование профессионального имиджа педагога, и в первую очередь в интернет-пространстве, поскольку коммуникации посредством различных социальных сетей становятся всё более актуальными. А современные школьники чаще ищут экспертов на просторах Сети.
- У учителей есть все возможности, чтобы стать лидерами мнений, - считает Алексей Маклаков. - Необходимо заниматься продвижением своего бренда в социальных сетях. Используя различные площадки, педагог может доносить своё видение по тому или иному образовательному и воспитательному вопросу, проводить различные мероприятия в онлайн-формате.
Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача научиться взаимодействовать с учениками в режиме онлайн также продуктивно, как и в привычном для всех формате традиционного урока.
-Дистанционное обучение не сможет полностью заменить живое общение педагога и учеников, - отмечает учитель русского языка Алексей Маклаков. - Но важно понимать, что образование трансформируется, и оно теперь будет включать в себя две формы обучения - офлайн и онлайн. Поэтому на первый план в профессиональной деятельности педагога выходит концепция life long learning - непрерывного обучения в течение всей жизни.
Алексей Маклаков подчеркнул, что не стоит бояться дистанционного обучения. Учителя стараются взять лучшие практики из очного образовательного процесса и адаптировать их в онлайн-формате. А воспитательный момент всё же больше зависит от личности педагога, нежели от способа передачи информации.
- Процесс воспитания для меня невозможен без следующих составляющих, - рассуждает Алексей Маклаков. - Во-первых, абсолютное знание учителем своего предмета, во-вторых, личный пример педагога, в-третьих, последовательность педагогических действий в процессе воспитания, в-четвёртых - это эмпатия. Необходимо учитывать эмоциональное состояние учеников, сопереживать их успехам и неудачам.
У молодого педагога, как и у всех учителей Магнитогорска, ещё есть время разработать свои программы воспитания. Кстати, они должны будут появиться не только в школах, но и в колледжах, техникумах и вузах. Таким образом эта работа действительно станет системной и государственной задачей.