Так вышло, что с Анатолием Николаевичем Хамловым в конце шестидесятых мы работали рядом, хотя и не знали друг друга. Я, готовясь защитить диплом индустриального техникума, проходил тогда полугодовую преддипломную практику на участке резки стана "300" № 1 в сортопрокатном цехе, а рядом на стане "500" трудился герой моего рассказа.
Мы, предстоящие выпускники, естественно, изучали в техникуме более или менее современные прокатные станы, но, к величайшему изумлению, встретились с таким древним оборудованием, что впору было пасть духом. Это сегодня сортопрокатный - современнейшее предприятие, а тогда… Да что говорить: однажды так называемую "штуку", раскаленную докрасна, выбросило из проводок, и она торжественно въехала в столовскую раздатку, где обедала смена. Слава богу, никто не пострадал.
Словом, работа на этой линии прокатных станов была сверхтрудоемкой, малоприглядной, требующей полной самоотдачи. После смены - ощущение свежевыжатого лимона и одно желание - спать.
Но восхищал оптимизм коллектива. Сортовая сталь была нужна народному хозяйству, как воздух. Несмотря на огромный износ оборудования, производство ее неуклонно росло, равно как и плановые задания. А это подвигало к творчеству доморощенных рационализаторов, которые с удивительным энтузиазмом латали и перелатывали ставшее почти что родным допотопное оборудование, совершенствовали технологии. И то сказать, здесь у каждого проходила главная сознательная жизнь, которая дважды не дается. Здесь зарабатывались хлеб, трудовая слава и добрая память…
А теперь об Анатолии Хамлове. Сам-то он коренной магнитогорец, родился 11 июля 1939 года. А вот родичи - отец Николай Яковлевич и мать Анна Павловна - из крестьян Оренбуржья. С началом коллективизации подались на Магнитку, прознав, что здесь грандиозное строительство, платят неплохие деньги, а люди живут весьма сносно. Поначалу жили в землянке, потом дали комнатку в бараке на 5-м участке. Анатолий получился последышем - пятым. Жили несытно, но дружно, благо, и Магнитка работой никого не обделила…
А тут самая страшная напасть - война. Отец сразу ушел на фронт и всю свою боевую дорогу прошел пулеметчиком. По возвращении перебрались на поселок Крылова. Николай Яковлевич после военной страды пошел на завод горного оборудования, где в то время помогали людям обжиться, стряхнуть с себя ужас всемирной бойни. Выделили участок, где военнопленные немцы занимались строительством, а родной брат отца Семен из Кизильского района помог с первоначальным взносом: привел кормилицу-корову.
Тогда же, в 1946-м, Анатолий пошел в школу. Учился в разных - по мере их строительства и месторасположения. Старший брат Николай работал бригадиром слесарей на разливке в доменном цехе. Кто из старшего поколения не видел этих рукотворных зарниц над Уралом, когда выливали шлак? Поневоле трепетало сердце Анатолия, когда он с гордостью понимал причастность к этому могучему сиянию брата Николая. Доменщиком буду! Но при поступлении "завалил" сочинение, зато был принят в техническое училище № 6, где готовили операторов. А после учебы Анатолий был направлен на стан "500", где начальником в то время был Виктор Михайлович Архипов. Так четыре десятилетия и отдал сортопрокатному делу Анатолий Николаевич Хамлов, пройдя все ступеньки до руководителя цеха. Конечно, в эти годы впрессованы и семейная жизнь, и учеба на вечернем отделении горно-металлургического института, и трехгодичная командировка в Иран, и занятия большим и малым теннисом, и знакомство по работе с замечательными людьми - Анатолием Ивановичем Судаковым, Михаилом Григорьевичем Тихоновским, Виктором Филипповичем Рашниковым…
Анатолий Хамлов отмечает, что в те годы, несмотря на тяжелое производство, в цехе царил дух соревнования, были своя художественная самодеятельность и оркестр. Работа на тогдашнем оборудовании требовала исключительной взаимозаменяемости, потому поощряли овладение смежными профессиями. Особенно сложно бывало на ремонтах, когда детали приходилось делать самим, износ валков доходил до критической отметки. Скрупулезный и дотошный Виктор Рашников не приступал к ремонтам, пока абсолютно все не было обеспечено для их качественного проведения. Сегодня Хамлов хорошей завистью завидует нынешним сортопрокатчикам, овладевающим новейшими современными технологиями на очередном витке развития ММК.
По выходе на заслуженный отдых директор комбината Анатолий Стариков предложил ему возглавить дом отдыха "Банное-1", где в то время накопилось немало проблем, досуг и отдых металлургов оставлял желать лучшего. Так с 2000 года началась активная реконструкция базы отдыха. В течение девяти лет организаторские способности Анатолия Хамлова были востребованы на новом для него поприще…
Его труд отмечен орденом Дружбы народов, многочисленными почетными знаками и грамотами, он - заслуженный металлург РСФСР, почетный пенсионер ММК, ветеран труда… Сын - Сергей, дочь Татьяна работает на комбинате экономистом. Есть и внуки - Коля, Толя и Маша. Сегодня Анатолий Николаевич предпочитает отдыхать в своем доме в Лазурном, на берегу Верхнеуральского водохранилища, а для поддержки спортивной формы - бильярд.
С семидесятилетием, Анатолий Николаевич! Металлургического здоровья и крепости духа!