Высокий, красивый, с открытой улыбкой и чуть отстранённым взглядом, Егор Яковлев, "взявший" зимой в составе российской ледовой дружины высшее спортивной достижение - олимпийское золото, давно стал любимцем журналистов.
Во-первых, разумеется, потому, что достоин - благодаря своей игре. Во-вторых, даже став звездой, так и не научился отказывать пишущей братии в желании пообщаться с ним. В-третьих, так и не освоил науку увиливать от ответов - по-прежнему говорит честно и открыто. К примеру, спросили его после неудачной игры в финале КХЛ в составе питерского СКА, цвета которого Егор защищал в прошлом сезоне: мол, слышали, собираетесь играть в НХЛ? Он усмехнулся: "Да с такой игрой как бы меня отсюда не выгнали!"
В Магнитогорске Егор Яковлев бывает почти каждый год - и тоже нарасхват: уделить время маме и тёте - они с мамой близняшки, бабушке, сёстрам. Есть ещё многочисленные друзья, учителя, первый тренер - он всех помнит и всем благодарен. Словом, толком отдохнуть не получается - но друзья утверждают, Егор рад пообщаться с теми, кого так редко видит. По-настоящему расслабиться он может разве что в Крыму - там живут родители отца, там похоронен и сам Константин Яковлев, покинувший этот мир несколько лет назад. Потому возил в Крым и Кубок Гагарина, "взятый" в составе СКА в сезоне 2016-17, и олимпийскую медаль Пхёнчхана. В следующем сезоне его ждёт клуб НХЛ "Нью-Джерси Дэвилс".
Перед трансатлантическим перелётом Егор приехал в Магнитогорск, где за день успел дать мастер-класс юным хоккеистам, провести двухчасовую фото- и автографсессию и пообщаться с прессой.
Он уже собирался уезжать, когда подошла я: с вашей мамой Ириной Яковлевой общалась, а с вами можно - так сказать, закольцевать сюжет? Заметно уставший, с другом и одноклассником по хоккейной школе, ныне детским тренером Антоном Мамаевым мысленно он уже ушёл из Арены "Металлург" - но интеллигентность снова взяла верх. Егор, спасибо вам за это.
Путь на вершину всех пьедесталов единственного пока олимпийского чемпиона из воспитанников магнитогорского хоккея был прост и непрост одновременно. Окончив учёбу в "Металлурге", уехал в Казань играть в фарм-клубе "Ак-Барса", провёл несколько игр и в основном составе казанской команды. В 2011-м после трагедии с "Локомотивом" был приглашён в новый состав ярославского клуба, где громко заявил о себе, вошёл в сборную страны и в 2014-м стал чемпионом мира. Завершив контракт с "Локо", подписал новый - со СКА, испив победного шампанского из Кубка Гагарина в финале сезона 2016-17. Если помните, случилось это на магнитогорском льду. Потом Пхёнчхан, а теперь и контракт с "Нью-Джерси".
- Общение с прессой - часть профессии хоккеиста, которую вы честно отрабатываете. Когда эта часть плотно вошла в жизнь?
- Наверное, в Ярославле. "Локо" - команда высокого уровня, первая в моей биографии, а чем выше уровень, тем больше интервью. Особенно, если учесть, что пришёл в непростой для клуба год, когда ярославцы уже не верили, что хоккей в их городе сможет выжить после такой трагедии. Приняли нас отлично. Это классный город, живущий хоккеем, построивший для команды прекрасный стадион, играть на котором было счастьем.
- На ток-шоу Первого канала, чествовавшем чемпионов Пхёнчхана, был Кирилл Капризов - нападающий ЦСКА, забивший победную шайбу в финале Олимпиады. Татьяна Тарасова, помню, возвестила о нём гордо: "Сразу видна школа ЦСКА!" Кирилл пытался было возразить: "Вообще-то Новокузнецка", - но его фраза утонула в овациях. А где, как считаете, выковано мастерство Егора Яковлева: в Магнитогорске, Казани, Ярославле или Питере?
- Точно не в Питере - туда пришёл, если можно так сказать, готовым, взрослым, сложившимся игроком. Конечно, я - это прежде всего Магнитогорская детская хоккейная школа, тренеры - сначала Евгений Анатольевич Разумняк, потом Александр Викторович Шахворостов. Они учили не только кататься и владеть шайбой - научили отношению к делу. Магнитка дала всё, чем пользуюсь по сей день. И с удовольствием приезжаю в город - к себе домой, провожу время с родными, друзьями, привожу сына, чтобы Фёдор знал и любил прабабушку, бабушку, помнил, что Магнитогорск - родина его отца, а в нём самом течёт уральская кровь. У меня даже жена, москвичка, с удовольствием приезжает сюда - в Магнитке живёт подруга, с которой Катя познакомилась в детстве на море и до сих пор тесно общается.
- Александр Шахворостов, судя по тому, что был с вами и олимпийской медалью в Крыму, стал для вас больше чем тренером.
- Он внёс, пожалуй, наибольший вклад в моё становление, вслед за ним, по сути, и поехал в Казань. Он не давал никаких гарантий: просто просмотр, а там всё зависит от тебя. Я рискнул. В школе "Металлург" наш 1991 год был звёздным, все пацаны перспективные. Таким же был 92-й, после нас таких высоких результатов, если не ошибаюсь, не выдавал никто. Так вот в чём мне повезло - и на что ставил Александр Шахворостов: имея призрачные шансы в фарм-клубе "Металлурга", я уехал в Казань, а фарм-клуб "Ак-Барса" был послабее нас, в итоге получил много игровой практики, тогда как в Магнитке мог просидеть на скамейке запасных. В том возрасте как раз игровая практика дала максимальный результат. Так что в Ярославль приехал в прекрасной форме. А там уже пошло-поехало.
- У вас есть Кубок Гагарина, медаль чемпиона мира и золото Олимпиады. Честно: за океан едете за последним не взятым трофеем - Кубком Стэнли?
- Ух, давайте пока начнём с малого: удачно "отобраться" в основной состав. Контракт с НХЛ - громкое слово, но никаких гарантий он не даёт, когда не соответствуешь уровню команды. Ну, отправят на год в низшие лиги, а потом и расстанутся, если так и не "дотянешь".
- Кстати, о расставании - прочла в соцсетях хлёсткую фразу: "Магнитогорск - город возможностей. Можно, например, уехать".
- Сложный вопрос. Город меняется, становится лучше… Нет, лучше так: да, уезжают многие, но в отпуск все приезжают в Магнитогорск. Тянет магнитогорский магнит - факт.
- Слушайте, а если всех великих выпускников "Металлурга" - да собрать в одну команду, это будет дрим-тим?
- Ну, великим себя не считаю - это первое. Второе - "Металлург" выигрывал Кубки Гагарина и без "великих выпускников", когда в его основном составе играли больше десятка собственных воспитанников - это ли не показатель работы школы? Мало кто может похвалиться такой статистикой. Много ребят талантливых здесь, и не только в хоккее. Наверное, потому, что у нас такой рабочий город: целые поколения не щадили жизни, возводя Магнитку, и мы привыкли на ментальном уровне относиться к делу ответственно. С пацанами после тренировки бежали на уличный каток, играли до ночи. Никто нас не гнал - мы жили хоккеем. Сейчас, наверное, требовать этого от детей нельзя: время другое, хоккей рассматривается, прежде всего, как бизнес-проект - родители тешат своё самолюбие, пытаясь делать из сыновей Малкина, Овечкина, порой против воли самих детей.
- Нет желания снова надеть форму "Металлурга"?
- Да у каждого выпускника "Металлурга", уверен, есть мечта сыграть за родную команду. И у меня она есть, и не буду от неё отказываться, поддерживаю связи с клубом. Честно - с удовольствием сыграл бы дома.
- Значит, повернись время вспять - остались бы в Магнитке?
- (Вздыхает.) Нет. Уехав, рано окунулся в самостоятельную жизнь, повторюсь, в более слабой команде много играл и нарабатывал опыт. Думаю, всё случилось правильно.
- Богдан Потехин рассказывал, что, выйдя в Магнитогорске на лёд в составе "Амура" против родного "Металлурга" и даже забив гол, был встречен болельщиками очень тепло. А вы?
- Богдан играл в команде, дважды в составе "Металлурга" завоевал Кубок Гагарина, а я остался в его истории только выпускником школы, меня мало кто знал. Да и, если честно, проводил здесь не очень хорошие для себя игры. В Магнитогорске в ворота "Металлурга" не забил ни разу - может, действительно сказывалось волнение. Зато здесь поднял над собой Кубок Гагарина, на трибунах была мама, родные, друзья - лучшего итога не придумаешь.
- Рядом с вами сидит друг детства Антон Мамаев - действительно великий человек, как и его коллеги, занимающиеся с начинающими хоккеистами. Часто думаю: почему бы на закате карьеры прославленным нашим мастерам не стать детскими тренерами, чтобы до конца исполнить свою общественную миссию пропаганды российского хоккея?
- Думаете, это просто? Работать с детьми огромный труд, требующий таланта. Я часто провожу мастер-классы и точно знаю: не каждый великий игрок может стать хорошим тренером. И наоборот: порой из хоккеиста, не показавшего на льду ничего выдающегося, получается классный наставник.
- Ни один хоккеист-отец не избежал вопроса: отдадите сына в хоккей?
- И я не избежал, и всегда отвечал честно: не хотел бы, чтобы Фёдор прошёл тот же путь, что я: детства практически не было - тренировки, сборы, лагеря. Потом тяжёлый труд становления вдали от родных - из дома я уехал в 17 лет: все проблемы решал сам - рядом никого. Поймите правильно: я не жалуюсь, жил и радовался этой жизни, ни в коем случае не обвиняя родителей, которые дали мне действительно всё, что могли. Но это было тяжело - и им, и мне. И такой участи сыну не хочу. Во всяком случае, пока Фёдор маленький - а ему всего полтора, даже думать об этом не буду. Точно поставлю на коньки, а дальше пусть решает сам. Но буду рад, если сын выберет более спокойную судьбу, мирную профессию и оседлую жизнь.