ТРЕХДНЕВНЫЙ ВИЗИТ митрополита Калужского и Боровского Климента в Челябинскую область предполагал несколько публичных мероприятий и выходов к прессе. Факт почти уникальный: выходить на публику и общаться с братом-журналистом митрополит не очень любит. И в то же время он принимает активное участие в общественной жизни страны. В 1993 году был членом общественной палаты при Президенте РФ. В 1996-м, в составе правительственной комиссии, даже совершенствовал налоговое законодательство. Сейчас входит в другую комиссию при правительстве, где занимается более знакомым делом – решает вопросы религиозных объединений. А несколько лет назад, будучи еще архиепископом, Климент выступил в роли идеолога: участвовал в разработке Социальной концепции Русской православной церкви. Этот документ, принятый на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ, – первый такого рода в православном мире. В нем изложены базовые положения по вопросам церковно-государственных отношений и общественно значимых проблем, отражена официальная позиция Московского патриархата в части взаимоотношений с государством и светским обществом.
Они, взаимоотношения, не так уж и безоблачны. Выступил министр образования и науки России Андрей Фурсенко против религиозного образования в школах – Русская православная церковь раскритиковала это заявление. Митрополит Климент полагает, что по примеру западных стран и в России надо преподавать Закон Божий. Там, где большинство населения исповедует ислам, – основы мусульманской культуры.
– Мы почему-то все время боимся, что наше государство светское, – заявил митрополит Климент в одном из интервью, – но не замечаем, что у нас в стране добро дискриминировано, в частности на экране, хороших фильмов совсем немножко, а зло, насилие, грех занимают основное время.
Иерарх считает, что российские телеканалы прививают подрастающему поколению симпатию к католичеству и протестантизму. Внедряется она незаметно, вместе с американскими фильмами и телепередачами. По мнению митрополита, это «по капельке подтачивает православную церковь, а в результате молодой человек, указывая на Запад, заявляет: там моя культура, моя церковь, моя вера».
Православие, по мнению иерарха, способно привести общество к нравственному выздоровлению.
– Наша главная проблема – постепенное разложение личности человека, безнравственный и нецеломудренный образ жизни, – считает митрополит Климент. – Сегодня задача духовного воспитания подрастающего поколения как никогда актуальна. Перед нами стоит острый вопрос: «Будет ли будущее у России?» И церковь, которая уже две тысячи лет преображает общество Евангельским светом, знает, каким образом создать культуру с доминированием нравственных ценностей.
Одной из таких ценностей является семья. Но к ней, полагает митрополит, отношение у современных молодых людей несерьезное. Создавать семьи и воспитывать детей они не хотят, а если заключат брак – сохранить его не в состоянии.
– Необходимо ввести законодательный запрет на прерывание беременности, – предлагает владыка. – Сейчас на одного родившегося младенца приходится трое убитых. Чтобы нация не вырождалась, в каждой семье должно быть по четверо–пятеро детей.
Не менее жестко высказался митрополит Климент, когда Дума приняла законопроект о налоге на имущество организаций, урезавший льготы православной церкви:
– Вызывает искреннее недоумение, почему правительство и Дума не учли тот факт, что подобное изменение налогообложения ударит по социальной деятельности церкви, ограничит возможности религиозных организаций заниматься благотворительной и просветительской деятельностью. Подобное положение противоречит здравому смыслу. Если наше государство стремится к построению справедливого и стабильного общества, оно должно хотя бы не мешать процессу религиозного возрождения в нашем Отечестве.
Не чуждо иерарху и ничто политическое. Однажды, накануне парламентских выборов, он призвал православных серьезно отнестись к выполнению гражданского долга, поскольку именно безответственность избирателей позволила проникнуть во все ветви власти «разрушителям», «лживым людям» и «расхитителям». Очевидно, это был недвусмысленный выпад в адрес политических групп и олигархов. Некоторые наблюдатели сочли даже, что архиепископ Климент таким образом косвенно агитировал за КПРФ.
Не меньший резонанс, чем заявления Климента, получила его деятельность на посту председателя комиссии по вопросам гуманитарной помощи в 1996–1997 годах. Нехватка материальных ресурсов стала тогда для церкви одной из острых проблем. Отчисления из приходов и епархий не позволяли, как раньше, покрыть затраты на поддержание синодальных отделов и учебных заведений. В стране открывались новые приходы, которые создавались фактически с нуля. Их открытие требовало подготовки большого количества священнослужителей. Расходы церкви на религиозное образование по сравнению с советскими временами возросли во много раз. Настоятели едва находили средства для обустройства приходской жизни. О серьезных отчислениях в церковную казну не могло быть и речи. В этих условиях руководство Московской патриархии было вынуждено заняться бизнесом. Некоторые коммерческие проекты оказались сомнительными, например, импорт в Россию табачных изделий. Их поставка не облагалась налогом: оформлялась как гуманитарная помощь. В итоге на Священном синоде, состоявшемся перед Архиерейским собором, на пост председателя был назначен епископ Орехово-Зуевский Алексий.
Однако на прочность позиций архиепископа Климента в иерархии церковной власти эта история не повлияла. Возведение в сан митрополита и назначение управделами Московской патриархии – лучшее тому подтверждение. За эту должность боролись несколько влиятельных церковных и околоцерковных групп. Считается, что назначение архиепископа Климента на один из ключевых постов стало блестящей политической победой председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Но не будь у митрополита Климента опыта работы в различных сферах церковной и общественно-политической жизни, не стал бы он одним из перспективных иерархов Русской православной церкви. Должность управляющего делами – одна из ключевых в РПЦ и автоматически обеспечивает занимающему ее архиерею членство в Священном синоде.
На освящении храма Вознесения Господня в Магнитогорске митрополит Климент замещал Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, по поручению которого и приехал в наш город. Самолет, на котором летел митрополит Климент, приземлился в ночь на пятницу, а уже в половине девятого утра началась торжественная литургия в освящаемом храме Вознесения.
– Ваш город получил один из красивейших храмов, – сказал, поздравляя магнитогорцев, митрополит Климент. – Его возведение – результат труда тех, кто здесь живет и трудится, тех, кто любит свой край. Отдельное спасибо – металлургическому комбинату и Виктору Филипповичу Рашникову, который вложил душу в этот храм. Храм послужит духовному возрождению региона. Мы должны жить не только сегодняшним днем, а думать о будущем России. Мы часто жалуемся на недостатки, но виноваты в них сами – какие строим дороги, по таким и ездим. Проблемы кроются в наших душах. Если мы будем менять отношение к жизни, своим примером показывать, как надо относиться к земле, которую дал нам Господь, то и молодое поколение будет воспринимать все с верой, надеждой и любовью.
От имени Алексия II и в знак его благословения митрополит Климент преподнес в дар храму Вознесения образ Владимирской иконы Божьей Матери. Еще одно поручение патриарха митрополит выполнил, вручив церковные награды тем руководителям, которые внесли наибольший вклад в строительство храма.
Орден Великого князя Даниила Московского получили председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников, глава города Евгений Карпов, заместитель главы Виктор Храмцов и глава Кизильского района Александр Смирнов. Среди награжденных также губернатор области Петр Сумин и бывший глава города Виктор Аникушин.
Орден Преподобного Сергия Радонежского митрополит Климент вручил директору по строительству и капитальному ремонту ОАО «ММК» Валентину Антонюку, директору производственно-технической фирмы «Энергетик» Юрию Андриянову, директору фонда «Развитие» ОАО «ММК» Валерию Токареву и начальнику территориального узла связи ОАО «Уралсвязьинформ» Виктору Репринцеву.
Похвальные грамоты Московской патриархии были вручены директору ЗАО «Энергоремонт» Александру Крепкогорскому, директору производственного объединения «Монтажник» Виктору Тулупову, председателю правления Кредит Урал Банка Александру Грабовскому и руководителям муниципальных предприятий «Теплофикация», «Горэлектросеть» и «Водоканал» – Владимиру Левицкому, Сергею Улитенко и Андрею Топчиеву.
– Я считаю, что эта награда, – подчеркнул председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников, – свидетельство высокой оценки Русской православной церкви того вклада, который внес наш комбинат в строительство храма. Я, как житель города, рад тому, что у нас есть такой храм, куда могут прийти все, в том числе старики и дети. Теперь еще большее количество людей сможет обрести веру в будущее и в добро. Я благодарен Святейшему Патриарху Алексию II и митрополиту Клименту за освящение храма. Этого события магнитогорцы ждали долго.
Вчера же митрополит Климент посетил монумент «Тыл–Фронту», где возложил венок и совершил литию по погибшим воинам. А субботу и воскресенье вместе с руководителями Челябинской, Екатеринбургской и Уфимской епархий проведет в селе Верхняя Санарка и Челябинске. В селе ему предстоит освятить еще один новый храм – в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы, в областном центре – посетить несколько церквей и встретиться с губернатором Петром Суминым.
Митрополит Климент (в миру – Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в Московской области. После службы в армии окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию.
7 декабря 1978 года пострижен в монашество с именем Климент в честь священномученика Климента Римского. В 1978 году рукоположен во иеродиакона, а в 1979-м – во иеромонаха. В 1982 году назначен епископом Серпуховским, викарием Московской епархии и управляющим приходами в США и Канаде. С 1990 года – архиепископ Калужский и Боровский, заместитель председателя отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. В 2004 году стал управляющим делами Московской патриархии. Указом Патриарха Алексия II от 25 февраля 2004 года возведен в сан митрополита.