…А ВОТ СОБСТВЕННОЙ свадьбы у Марины так и не было. Сначала не позволяла суматошная цирковая жизнь: гастроли, переезды из города в город. Потом, после пережитого в первом браке горя – потери ребенка, любая праздничная шумиха представлялась ей делом пустым и никчемным. Теперь, когда все уже вроде наладилось и встретился наконец замечательный, понимающий человек, никак не образовываются те «свободные» тысячи, на которые можно было бы провести торжество. Нужно заботиться о подросшем уже сыне Роме, о маме-пенсионерке. После переезда в трехкомнатную квартиру быт только-только начал устраиваться. Вот и решили Марина и Антон со своей свадьбой повременить: образовалась «заминка» почти в восемь лет. И все равно нет-нет да заговорят супруги по жизни, партнеры и единомышленники по интересам, что совсем неплохо бы было устроить хотя бы маленький, человек на двадцать, «междусобойчик» – веселый, красивый как ни у кого. Благо опыта проведения торжеств за последние три года накопилось с избытком: шутка ли, сегодня состоится уже пятидесятая по счету свадьба, где Марина Дудник – ведущая, а Антон Егоров – диджей.
– Знаете, что нам с Антошей представляется самым лучшим в нашей возможной свадьбе? Мы не будем ее вести! Если получится, конечно, – тут же поправляет себя Марина. – Ведь даже если я прихожу к свадебному застолью как гость, профессиональный «зуд» не дает покоя. Но если в таких случаях и включаюсь в «процесс», то только не поперек ведущей, а в подмогу ей. По себе знаю: если мне кто-то начинает помогать, да еще со знанием дела, с удовольствием принимаю поддержку.
И опять вокруг гипотетической свадьбы Марины и Антона: в этот день ей хотелось бы быть в ярко-красном летящем платье, как у любимых Мариной героинь классических оперетт. Наверное, по смешливому выражению Марины, и шикарные цирковые перья (цирк – еще одна сердечная привязанность Дудник) смогли бы дополнить яркий образ, но это уже будет перебор. К тому же молодая женщина на собственном опыте знает, что такое порхать по манежу «в перышках», по сути – с почти семикилограммовым «рюкзачком» за плечами, да при этом, как подобает ассистентке факира, лучезарно улыбаться и делать изящный «комплимент»…
Обратила внимание: с какой стороны мыслями не подойду к своей героине, непременно «упрусь» в праздник в любом его проявлении. Вот заговорили о цирке. За московской гастролирующей труппой Марина с подругой ударились вдруг. Дудник, тогда еще Савина, оставила музыкальное училище, где училась по классу вокала уже на третьем курсе. «Помчалась за красивой мечтой», – объясняет сегодня Марина. Ее мама Александра Арсентьевна, женщина прямая и открытая, по этому поводу говорит иначе: мол, пошла лошадям хвосты крутить. Марина и не отпирается: действительно, на протяжении почти двух лет работала в двух аттракционах, где приходилось собачек и лошадей не только на арену выпроваживать, но и содержать их в надлежащем «звездном» виде. Зато полстраны объездила, запечатлела в душе очарование дальневосточных и сибирских городов, Средней Азии. Правда, с каждым новым мегаполисом в трудовой книжке рабочей цирка Савиной прибавлялась свежая запись «принята-уволена». И таковых ей «на память» осталось более десятка. Но все же это был непрекращающийся праздник.
С другой стороны, не оставь обворожительная голубоглазая Марина вокального отделения, в силу сильного характера, чрезвычайной устремленности и бесспорного таланта, ей-богу, стала бы таки артисткой оперетты. А возможно, даже и народной…
Слушать рассказ Марины Дудник об ее «житье-бытье» и не стать «соучастницей» событий невозможно. Голос у нее красивый, поставленный самой природой. Речь образная, дикция – на зависть иным нынешним ведущим ЦТ. Как в таких случаях говорится: с таким даром ей бы эскадроном командовать. Не случайно еще в начале нашей встречи моя собеседница сразу предупредила, что она из тех лидеров «обезьянострельцов», что любой коллектив могут поднять «в атаку» и под зычное «ура» направить «вперед и с песней». Круглая отличница с музыкально-артистическим уклоном, она еще в школе сплачивала вокруг себя октябрятско–пионерско–комсомольскую братию, оставаясь при этом умницей «себе на уме». Вот и молодые люди с кондачка с Мариной знакомиться не решались: взгляд уж больно учительский. Подруг по жизни немного, зато те, кто имеет особый «пропуск» к ее доброй, доверчивой, открытой душе.
Достучавшийся до Марины основательный и серьезный Саша Дудник на удивление всем деревенским привез в родную запорожскую Днепровку городскую «снегурочку». Вручил молодой жене сорок га земли, корову Маньку с десятком овечек и хрюшкой в придачу. Соседки, как безбилетницы на киносеанс, пробирались, чтобы подсмотреть, как молодуха умудрялась одной рукой коровку доить, другой за подойник держаться. Ну не получалось у Марины коленями ведро удержать! Впрочем, саму ее сельская жизнь не тяготила. Роль деревенской пастушки давалась радостно. Праздник с сельским уклоном для магнитогорской девушки оказался недолгим – года два, а окончание его – трагичным.
В родной город Марина Дудник вернулась с тяжелым сердцем. Без профессии, а главное – без особых видов на будущее. В объявление о наборе водителей трамвая она буквально ткнула наугад. Сейчас, по истечении пятнадцати лет, не считает свой случайный, в общем-то, выбор ошибочным. Хотя и особых иллюзий по поводу водительского ремесла Марина Васильевна не питает. Работа кормит семью – это уже немало. Хотя справедливости ради стоит сказать, что и в рутинную езду туда-обратно водитель Дудник умудряется внести нотку радости и творчества. Постоянные пассажиры пятнадцатого маршрута всегда узнают вежливую вагоновожатую по особому голосу. «Ну, прямо метрополитен получается», – утверждают иные. Свидетельствую: слышала. Но, уверяю, дикторы метро отдыхают, когда водитель трамвая Дудник «включает» – да простит трамвайное начальство – собственное творчество:
– Уважаемые пассажиры, второй вагон этого поезда тоже следует 15 маршрутом, – время от времени напоминает Марина пассажирам, которые, несмотря на «густонаселенность» головного салона, упорно игнорируют соседний.
Народ веселится и на выходе улыбается симпатичной женщине за пультом управления. А иные закоренелые поклонники таланта, едва ступив на подножку трамвая, норовят просунуть в окошко водителя шоколадку. Впрочем, в «колыбельном» вагоне, как назвала известная поэтесса трамвай, везущий народ с ночной смены, водитель Дудник старается не давать волю своему громкому голосу: пусть пассажиры подремлют. Но ночами эта самая колыбель на колесах способна убаюкать и водителя. На этот случай в запасе у Марины наряду с традиционными «самопохлопанием» и «самощипанием» имеется и собственное средство ото сна: ария Пепиты Дьяболо из оперетты «Вольный ветер», в которой девушка запрещает себе спать. Правда, на полную катушку Дудник «включила себя» лишь однажды, в четыре часа утра по пути через Северный переход. Зал – ой, простите! – салон, в котором находилось всего трое пассажиров, рукоплескал. Но больше Марина подобных опытов не повторяла – не ровен час, люди подумают что-то не то.
А вот девочки из бригады во время отдыха и разрядки ради частенько просят Марину спеть, «как в опере». И та поет – без жеманства, с удовольствием. С удовольствием же она согласилась организовывать и проводить бригадные вечера. Не отказалась, и даже более того, посчитала за честь, когда коллега Юрий Лапин пригласил ее тамадой на свою свадьбу. И закрутилось: друзья, родственники, знакомые знакомых хотели видеть «гвоздем программы» только Дудник с Егоровым. А ровно три года назад, 23 сентября, состоялась, как модно сейчас выражаться, «презентация» Марины и Антона в качестве профессиональных, то бишь оплачиваемых, организаторов торжества.
– Я до сих пор не понимаю, что это для меня – бизнес или хобби? – признается Марина. – Конечно, деньги при нынешней жизни лишними не бывают. Но и удовольствие получаю колоссальное.
…Итак, снова праздник поселился в жизни нашей героини. С одной стороны, он вроде и чужой, но к каждому торжеству Марина Дудник относится как к «родному». С молодоженами знакомится заранее: при «очной ставке» ей важно не только обговорить формальную сторону предстоящей радостной «пахоты», но и понять, с какими людьми предстоит работать, чего ждут от нее виновники торжества. Это уже потом «мотор» – «вечный двигатель» Марины – включится при первых звуках марша Мендельсона – поехали!
В домашней обстановке весельчаки и музыканты Марина и Антон совсем иные. Уютные и спокойные. В тишину их квартиры вовсе не вписывается громкая музыка. «Прикорнули» в уголке огромные баулы с праздничным реквизитом. После рабочей смены Марина хоть и улыбается, как подобает радушной хозяйке, и пытается подсуетиться с тортиком, но в глазах усталость – накануне отыграли очередную пару свадеб. Сын Рома не докучает матери разговорами: а ведь так любит поспрашивать о чем-нибудь – родился любопытным. Не случайно в свои неполные тринадцать лет учится уже в девятом классе. Строгая, но вообще-то очень общительная «домоправительница» Александра Арсентьевна, мама Марины, по привычке хлопочет по хозяйству «шепотом». Даже сиамская кошка Муха – вслух ни «мурр».
– В нынешнем году свадеб огромное количество. Вы представляете, в один из дней августа только в Орджоникидзевском загсе сочетались браком сто пар, – от произнесенной ею же цифры глаза Марины непроизвольно становятся прямо-таки круглыми. – Это же сколько тамадов, тамад (смеется) нужно! Например, мы с Антоном работаем буквально на разрыв.
Так все-таки работа! Начинаю докапываться до профессиональных тайн женщины, веселящий народ. Выясняется, гостей она делит на две категории: тех, кто приходит искренне порадоваться за молодоженов, и тех, кто нацелен исключительно на выпивку. Со вторыми работать сложнее. «Человек, он, конечно, не кактус, он пить хочет», но основная задача профессиональных ведущих – не споить, а расшевелить гостей. И Дудник следует этому правилу неукоснительно. Стороны жениха и невесты иногда пытаются посоперничать, бывают гости «пыжащиеся». Для организатора празднества тоже ситуация не из лучших: в шутках приходится ориентироваться на золотую середину. Главный же принцип Марины Дудник – «зажигая, направлять». Гости, они же «актеры, музыканты и певцы», быстро входят в отводимые тамадой роли и с удовольствием участвуют в костюмированных номерах. Скажем, молодые пары с азартом играют в «карнавал наоборот», но при этом никакой пошлости и «голого раздевания», только томные взгляды и тонкие намеки. Свадьба – это вообще взрослая игра. Некоторые «забывчивые» мужья на глазах жен начинают распоясываться, включая в зону повышенного внимания даже ведущую. Но и здесь Марина не теряется: бывает достаточно ее нарочитого взгляда в сторону Антона. Средство проверенное.
Особый характер у свадеб, где невеста «на седьмом небе от счастья и шестом месяце от неожиданности». Девочки устают быстро. В таких случаях дело тамады «перекраивать» программу под жениха. Опытная Дудник вообще сразу просит невест запасаться на торжество старенькой обувью: главный праздник не должен быть испорчен болючими мозолями. Еще наметанный глаз Марины сразу определяет характер отношений между новобрачными: по их поведению на свадьбе может предвидеть, каким будет союз в дальнейшем. И будет ли вообще. Разумеется, мнение она оставляет при себе. Но, случайно узнав о разводе «своих ребят», порой даже не удивляется. И, конечно, искренне радуется за тех, кто сумел выстоять перед бытом, неизбежными, увы, неурядицами и сохранил теплоту чувств.
После каждой проведенной свадьбы Марина и Антон со всей строгостью профессионалов ставят себе оценки по пятибалльной шкале. «Троечка» в их личном дневнике появилась лишь однажды. На той свадьбе стол на семь десятков персон тянулся вдоль всего огромного зала. Бегать тамаде приходилось от «крыла к крылу», микрофоны с трудом брали безмерное пространство, да и народ был явно разделен на два полюса. Случалось торжество и вовсе без оценки, а только с горьким осадком на душе. Кто-то украл у жениха «сырные» деньги. Под подозрением были все. Ведущим пришлось выворачивать не только карманы, но и содержимое своих гигантских сумок. А деньги оказались в мусорном бачке женского туалета. Но это, скорее, исключение из череды красивых торжеств. По мнению Марины Дудник, свадьба – это маленькая проекция жизни вообще, а ее задача – раскрасить «картинку» светлыми, радостными тонами. Ведь для молодоженов с этого дня все только начинается.