Он давно в Москве, но с Магнитогорском его многое связывает: когда-то именно с его легкой руки здесь появились консерватория, потом аспирантура, докторантура…
Театр оперы и балета - тоже воплощенный проект Александра Якупова. На его сцене в эти дни доктор искусствоведения дирижировал в "Евгении Онегине" на третьем международном фестивале оперного искусства "Вива опера!"
- К фестивалю вы тоже имеете отношение?
- Я дал ему имя. А идея принадлежит театру: приглашать в Магнитогорск ведущих оперных певцов, музыкантов… А в будущем, возможно, целые театры - фестиваль задумывался очень широко. И в этом заслуга Ильи Кожевникова - особенно сейчас. Хотя вот все говорят: кризис. По-моему, этим уже стали прикрывать свою несостоятельность и лень. Конечно, есть объективные факторы, в частности, психологическая настороженность людей. Вот, к примеру, у вас есть две тысячи долларов на счете в банке, которые вы из страха сняли и придерживаете в своем кошельке, не пускаете их в оборот - в этом и есть суть кризиса. Не в том, что денег нет, а в том, что они не пущены в оборот. Ощутили кризис и промышленники, у которых не покупают продукцию. Но наш комбинат продолжает свои социальные программы. А те, от кого зависит жизнь, но не экономика, больше всех кричат о кризисе: не дадим денег. А какой у нас в культуре кризис? Его здесь в принципе не может быть - наоборот, в самые трудные экономические времена культура наиболее востребована, чтобы человек подзаряжался творческими идеями, литературой, музыкой, а потом шел в эту жизнь и что-то делал.
- Исключая последнюю вашу сентенцию: до чего же дошла жизнь, если заслуженные деятели искусства разбираются в тонкостях экономики?
- (Смеется.) У меня всю жизнь так было: одной рукой дирижирую, второй руковожу. И здесь, и в Москве, где я директор центральной музыкальной школы при консерватории, директор оперной студии - это огромный пласт экономической работы. Если от меня что-то зависит, я обязательно сделаю так, чтобы люди поверили в эту жизнь, экономику, снова стали вкладывать деньги, и тогда дело сдвинется. Но для этого надо оптимизировать настрой.
- Зачем распространять свои чаяния на Магнитогорск? Разве вы сюда приезжаете уже не в гости?
- Нет, домой. Здесь кусок моего сердца остался навсегда. Первое, что я сделал, приехав, - посетил могилу отца, своей тещи, благодаря которой я смог заниматься тем, чем хотел: она жила с нами, взяла на себя моих детей, воспитала их... Я пришел в консерваторию, которую люблю несказанно.
- Вы ее создали, собственно.
- И консерваторию, и театр создавало, по большому счету, государство - я просто инициировал и искал идеи, собирал людей, убеждал промышленников… И они помогали - Иван Харитонович Ромазан, Анатолий Ильич Стариков, Виктор Филиппович Рашников - все они реально вкладывали в меня и говорили: мы тебе поможем, но чтобы это была не авантюра. Челябинск насмехался: в городе областного подчинения - театр оперы и консерватория…
- Ну, он и получился маленьким, камерным - пусть на небольшую, но постоянную публику.
- Поверьте, через 20-30 лет ситуация изменится: когда взрастится свой слушатель, когда театр наконец будет обласкан властью. Сегодня зарплата в оперном театре в семь, а то и в десять раз меньше, чем в Челябинске - там уже за 60 тысяч получают, а у нас пять-семь, это унизительно.
- Вы, кстати, в курсе, что после вашего отъ-езда здесь был театр оперетты, а не оперы и балета?
- Это предлагали и мне - создать демократический театр с разными жанрами. Но… нельзя одновременно служить Господу и мамоне. Я был сторонник того, чтобы поставить десяток-полтора фундаментальных спектаклей: "Кармен", "Пиковая дама", "Хованщина", "Чио-Чио-сан", "Князь Игорь", "Снегурочка", "Царская невеста"… И на этом фундаменте уже можно воздвигать разные фигуры. А на песке…. Чтобы собрать труппу, голоса, ой как много надо поработать: обворожить солистов, обласкать их, создать условия, собрать лучших оркестрантов...
- Я помню, когда еще не было консерватории, первого сентября на встрече со студентами вы торжественно зачитывали список выпускников музучилища, поступивших в консерватории Москвы, Петербурга… Создав свой вуз, вы перестали это делать. Хотели отличников оставлять здесь?
- Я до сих пор думаю, что процветание магнитогорского искусства будет осуществляться благодаря самому наличию консерватории: она взращивает прекрасных специалистов.
- До сих пор? Вы в курсе дел?
- Я председатель диссертационного совета, так что приезжаю постоянно - принимать диссертации. Высочайший уровень! Наша консерватория сегодня, может, одна из лучших после таких центров, как Москва, Питер, может, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань… Магнитогорск - единственный после Москвы и Питера, имеющий докторский совет. В Казани его нет. Екатеринбург, в котором консерватория существует уже более ста лет, тоже его не имеет.
- Потому что им это не надо?..
- Да не под силу: надо собрать ученых - только докторов искусствоведения должно быть 12-15.
- А нам почему удалось - ваша заслуга?
- Это не только моя заслуга - работали все, многие переучились, защитили диссертацию. Сегодня по "остепененности" наша консерватория входит в первую десятку консерваторий в России. А по наличию заслуженных артистов, деятелей культуры, может, после Москвы и Петербурга на первом месте. Это достижения, в которые магнитогорцы уже вложили капитал, и надо его не растратить.
- Все, что вы хотели сделать в Магнитке, вы сделали? Или уезжали с чувством невыполненного долга?
- Я ставил перед собой задачу создания инфраструктуры для профессиональной музыкальной культуры. Точкой отсчета для меня было то, что сделал Семен Григорьевич Эйдинов, который задал мощный толчок просветительской деятельности - и его детищем была капелла. Но богатейший город, живущий в преддверии XXI века, не мог базировать свою культуру на самодеятельности. Представьте: музыкальное училище и капелла на полмиллиона человек.
- Вы считаете, этого недостаточно?
- Не просто недостаточно: европейские городки в 100-120 тысяч населения обладают большими центрами профессиональной культуры - филармониями, оркестрами, маленькими оперными театрами…
- Но ведь у них и отношение к искусству совсем другое - оно более популярное. Любой концерт классической музыки: парк под открытым небом, прямо на траве сидят тысячи человек, тут же едят бутерброды, а на сцене подают классическую музыку. А у нас - это святое: в театре, во фраке и вечернем платье.
- Ну почему же… Были в Магнитогорске так называемые праздники песни - в последний раз возле монумента "Тыл - Фронту" я собрал 17 тысяч горожан.
- Но ведь это песня, а не опера!
- И все-таки… Что такое Магнитогорск? В 29-м году сюда согнали людей из деревень, кто-то приехал сам, потому что деревни загибались. Люди, служившие земле и оторванные от нее, - это были честнейшие люди, которых назвали кулаками и потому преступниками. И Магнитке повезло, что именно они строили город, а не настоящие уголовники. И они очень скоро поняли, что без культуры город будет просто куском территории бетона, металла и больше ничего. Родились капелла, музыкальное училище. Но просвещали они или отвращали от культуры? Я понял, что тот невысокий уровень, который мы несли в музучилище, лишь создавал иллюзию потребления культуры - потому что студент, сегодня выучивший Баха, а завтра побежавший работать на завод, не может по-настоящему нести искусство в массы. Став директором музучилища, я собрал коллег и четко изложил свою программу: не хочу заниматься самодеятельностью - это профиль Дворцов культуры. Наша задача - создать инфраструктуру профессиональной культуры: театр, оркестр, филармония и консерватория, которая будет питать все эти коллективы высокопрофессиональными кадрами.
- На смех не подняли на тот момент?
- Все, что я говорил, сначала воспринималось как бредни. Но я шаг за шагом реализовывал свою мечту, постепенно собрался весь коллектив, и мы начали вместе работать. Люди заразились моими идеями, и все встало на свои места: мы открыли консерваторию, оперный театр, третий дом музыки, филармонию, я создал симфонический оркестр, который три года работал вообще бесплатно, а потом семь лет за 25 рублей.
- Это за концерт?
- Это в месяц - я серьезно. И мы работали - дали шестьдесят симфонических программ. Надо мной смеялись: говорили, что это не оркестр, а ты не дирижер. Всякое было. Потом появился совет по защите диссертаций - сначала кандидатских, потом докторских, сначала открыли аспирантуру, потом докторантуру… И это движение в какой-то момент вдруг стало раздражать власти. Говорили: этот человек скоро полгорода захватит - ату его! В травлю включились все - особенно раздражен был Челябинск, который не мог простить, что здесь есть консерватория, а у них нет, что я создал театр, который работает самостоятельно.
- Я помню, вы еще орган хотели в Магнитогорск привезти…
- Да, об этом у меня в книге написано: я лично написал письмо Эриху Хонеккеру, он сюда приезжал и подарил нам концертный орган. Переводчик сделал ошибку в ударении - назвал его Органом, в зале сидели металлурги, воспринявшие слово в буквальном смысле (смеется).
- Продолжим тему травли: вы уехали давно, всех подробностей этого я не помню, но у меня осталось стойкое впечатление, что Магнитка поступила с вами не очень красиво...
- И до меня изгоняли людей… Меня, слава богу, не изгнали, но стали душить: остановите его, он создал столько учреждений, что мы не в состоянии этого проглотить. Я ведь просто поставил мэра города Клювганта перед фактом, что открыл консерваторию - он не знал, что с этим делать. Или я, предположим, купил чуть ли не за бутылку коньяка и построил целый студенческий городок на базе бывшего профилактория "Солнечный", который им бы хотелось забрать себе. И таких историй была масса. И конечно, они были расстроены.
- Не понимаю, чем именно? Вы развиваетесь, а денег при этом не просите - радоваться надо!
- Видите ли, власть в то время была в очень сложном положении: коммунисты боролись с демократами, те - с коммунистами, во власти был разброд. Я, понимая все это, пытался извлечь максимальную пользу для своего учреждения, и у меня это получалось. Кому это понравится?
P. S.
Беседа получилась несколько скомканной - в перерывах между действиями "Евгения Онегина" - назавтра Александр Якупов уже улетал. После спектакля его ждали представители городской власти на банкет. Поговорить хотелось еще о многом - о старшей дочери Наталье, которая теперь живет в Лондоне и, защитив диссертацию, стала одним из лучших педагогов и концертирующих пианистов, о жене Ольге Александровне, которая, как добрый гений, всегда была рядом - красивая, приветливая и такая надежная… Она тоже преподает в консерватории, кандидат искусствоведения. Словом, тем осталось много. Значит, и встречи еще будут.