Вернуться в рубрику
Действующие лица

Выбрал Магнитку – и не прогадал

Современные электровозы, обслуживающие железнодорожное хозяйство ПАО «ММК», своим рождением во многом обязаны Василию Семёновичу Никитенко.
Современные электровозы, обслуживающие железнодорожное хозяйство ПАО «ММК», своим рождением во многом обязаны Василию Семёновичу Никитенко.<br />
(фото 1) Современные электровозы, обслуживающие железнодорожное хозяйство ПАО «ММК», своим рождением во многом обязаны Василию Семёновичу Никитенко.<br />
(фото 2)

Ему 85, и он уже двадцать лет на пенсии. Выглядит как огурчик – подтянут, строен, позитивен. Кажется, годы его не берут. Чтобы понять, откуда такая физическая активность и бодрость духа, заглянули в прошлое Василия Семёновича и нашли ответ: тяжёлое детство, научившее ценить жизнь с её простыми радостями, затем – целеустремлённая юность, любимая профессия и крепкая семья. С таким багажом никакие трудности не страшны.

Свою маму Василий Семёнович не помнит, она ушла из жизни, когда мальчику было два года. Да и отца в те годы помнит смутно: тот сначала служил в армии, откуда был направлен на финскую войну, был ранен, комиссован. Но дома побыть не удалось – пришёл июнь 1941 года. Войну отец закончил в Калининграде и вернулся, когда сыну было уже 10 лет.

Из военных лет Василий запомнил два в буквальном смысле ярких события, как бы ужасно это ни звучало: как сожгли деревню, где они жили, и районный центр неподалёку. Малыш, глядя как полыхает родная хата, восторгался красотой – интересно же! В подвале осталась печёная картошка – и всё. Приютила тётка, которая жила в одном из пяти домов в просеке, которые немцы сжечь не смогли: стреляя с пригорка зажигательными пулями по хатам, они просто их не заметили.

В райцентре Корюковке была вылазка партизан: особо не навредили, но фашистов всполошили. В отместку те на следующий день пригнали бригаду СС и за день уничтожили всех до единого жителя – 6824 человека: часть сожгли в двух деревянных зданиях, сельсовете и гостинице, остальных расстреляли прямо в домах. Маленький Вася со старшим братом издалека наблюдали за заревом над Корюковкой.

Мальчик пас коров, когда пробегающая мимо девчонка громко прокричала: «Победа! Победа!» Вспоминая это, Василий Семёнович вытирает слезы:

– Радости у людей не помню – все плакали и пили, потому что у многих родные погибли, а у кого-то ещё воевали – на границе и в Европе война продолжалась. Пришёл мир, а жилось очень плохо. Кое-какое скудное хозяйство у людей было, но был продналог, обязаны были делиться с государством – страну надо было кормить. А в пятидесятом году в село приехал агент вербовать работников на Сахалин. Сначала отец и старший брат поехали «на разведку», работали в сельском хозяйстве. Можно было ехать к ним и мне, и новой жене отца, и бабушке, и двум маленьким сёстрам, но дорого. А тут снова приезжает вербовщик. Вписали нас в семью без детей, с которой и отправились вслед за отцом. Добирались долго, больше двух месяцев.

У отца закончился контракт, и семья вернулась на большую землю. Но не домой, а в Приморский край. В Уссурийске парень с серебряной медалью (настоящей, из цельного серебра – сейчас, говорит Никитенко, ею воду обеззараживает) закончил школу.

– Хотел летать, – признаётся Василий Семёнович. – В нескольких вузах стал узнавать, но нигде не предоставляли общежитие. Снимать жильё было не на что. Тогда решил: если не летать, то хотя бы ездить – стану железнодорожником. В Томском электромеханическом институте инженеров транспорта пообещали общежитие, и решение было принято. Закончил институт в 1961 году с красным дипломом, поэтому имел возможность выбрать, куда ехать по распределению: Норильск, Челябинск, Магнитогорск. О! – сразу вспомнилось: Магнитка победила Рур. Город понравился, хотя первые двое суток жил на вокзале.

Запомнилась инспектор по кадрам Воинова. Заполнила документы, выписала направление в общежитие, трудовую и говорит: «Пятьдесят копеек». А у парня ни гроша. Посмотрела она на него и достаёт пять рублей: «Отдашь с получки». С этими пятью рублями и начал Василий Никитенко работать на Магнитогорском комбинате.

В ЖДТ предложили начать с помощника машиниста электровоза. Знания и умения у молодого специалиста были обширные – и тепловоз, и контактная сеть, и сварка, и работа на станках. Поэтому и слесарем назначали, и мастером контактной сети, и мастером по ремонту тепловозов, и начальником депо, и заместителем начальника цеха. И это всё за считанные годы. Ответственность сумасшедшая – железнодорожный транспорт по всему комбинату ходит.

– В институте вагонного хозяйства не изучал, – говорю директору комбината на предложение возглавить цех. – Но мужчины же как убеждают: ругаются – кто двухэтажным, кто трёхэтажным. Убедили. Тогда я со встречным предложением – отделить от цеха подвижного состава вагонное депо. С приходом меня на должность начальника цех получил название локомотивного.

Работалось очень интересно, признаётся Василий Никитенко. В 1963 году в цехе собралась плеяда инженеров-транспортников из ростовского, московского, новосибирского институтов. Снабжение страдало, но справлялись. Многое приходилось делать самим, что-то придумывать.

Были и неординарные изобретения. Сделали как-то снегоочиститель, использовав бог знает какими путями добытый в Троицке двигатель от реактивного самолёта.

Установили его на платформе, и он легко сдувал гору щебня и огромные брёвна, правда, используя при этом сумасшедшее количество топлива – две с половиной тонны керосина за час. Снегоочиститель не просто мог с лёгкостью чистить пути, но и плавил снег, а это уже плохо – образовывался лёд. Но однажды он здорово помог. В доменном цехе прорвало трубу, вода залила рельсы. Тогда и пригодился реактивный снегоочиститель. Удалось предотвратить остановку домен. Но больше снегоочиститель ни на что не годился. Пожалуй, это было едва ли не единственное не слишком рациональное изобретение, остальные были с хорошим коэффициентом полезного действия.

Только на ММК электровозы, переделанные из новочеркасских промышленных, работали на «малогабаритных» шихтовых дворах мартеновских цехов. Нигде в мире такого не было – это ноу-хау магнитогорских транспортников.

– Чтобы электровоз мог заехать в цех, забрать вагоны, его нужно было обеспечить питанием, – вспоминает Василий Семёнович. – Контактной сети внутри нет. Сообразили прикрепить аккумуляторы на платформе, а потом и дизель-генераторную установку. И тоже такого нигде не применяли, кроме нашего комбината. На рубеже девяностых на предприятие приехали немцы, производители электровозов, с предложением реконструировать машины. Мы, конечно, за. Пришла очередь нам отправиться с ответным визитом. Неделю проводим в Германии, а нам так и не показывают производство – кафе, рестораны, встречи. Вернулись ни с чем. Только во второй визит вытребовали сопроводить на завод. А там разруха – никакого движения. Оказалось, что-то типа посредников, готовых размещать мелкие заказы на других заводах, сделать болты, гайки, пантографы, но никак не самим производить серьёзную технику. С таким подходом Магнитогорский металлургический комбинат не привык иметь дело.

И тогда главный инженер УЖДТ Василий Никитенко вспомнил, что ещё в период учёбы в Томске был на практике в Новочеркасске на электровозостроительном заводе – единственном в стране, выпускавшем магистральные и промышленные машины. И Никитенко вышел на руководство ММК с предложением заняться разработкой электровоза непосредственно для нашего комбината.

Василий Семёнович показывает огромные папки с записями и чертежами – почти пять лет он посвятил этой кропотливой работе. Уже на пенсии перешёл в мастера и занимался только этим направлением. У Новочеркасского завода это был единственный спецзаказ от конкретного предприятия. Конечно, успех был обеспечен.

Уже много лет как Василий Семёнович отошёл от производства. Но растрачивать себя на «мелкую» работу на пенсии, трудиться дворником, охранником не захотел. Ограничился садом, хозяйством, сам построил дом. Дети выросли, разлетелись, с внуками и правнуками живут в других городах. С любовью Василий Никитенко заботится о своей старенькой «Волге», уверяет, что лучше машины нет. Много читает. А что ещё нужно для счастья в 85? Главное, что есть чувство удовлетворённости от того, что сделал в своей жизни что-то важное, нужное, то, без чего и сегодня не обходятся на главном предприятии города. Именно благодаря таким людям комбинат работает и развивается.

Поделитесь с друзьями новостью в социальных сетях
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 4
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 400
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 1
    [TIMESTAMP_X] => 2021-01-12 17:23:40
    [DATE_START] => 12.01.2021 20:21:46
    [DATE_END] => 22.01.2021 20:22:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [~VOTE_FORM] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
            [VOTE_RESULT] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
            [VOTE_FORM] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
        )

    [COUNTER] => 43
    [TITLE] => Достаточно ли вам было новогодних праздников для отдыха?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=4
    [VOTE_FORM_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=4
)
		
			Array
(
    [CHANNEL_TITLE] => Тестовая группа опросов
    [ID] => 20
    [CHANNEL_ID] => 1
    [C_SORT] => 1900
    [ACTIVE] => Y
    [ANONYMITY] => 1
    [NOTIFY] => N
    [AUTHOR_ID] => 2
    [TIMESTAMP_X] => 2022-01-03 06:48:36
    [DATE_START] => 03.01.2022 11:47:59
    [DATE_END] => 16.01.2022 11:48:00
    [URL] => Array
        (
            [~VOTE_RESULT] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=20
            [~VOTE_FORM] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=20
            [VOTE_RESULT] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=20
            [VOTE_FORM] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=20
        )

    [COUNTER] => 72
    [TITLE] => Чего вы больше всего ждете от 2022 года?
    [DESCRIPTION] => 
    [DESCRIPTION_TYPE] => text
    [IMAGE_ID] => 1
    [EVENT1] => vote
    [EVENT2] => 
    [EVENT3] => 
    [UNIQUE_TYPE] => 4
    [KEEP_IP_SEC] => 0
    [OPTIONS] => 1
    [TEMPLATE] => 
    [RESULT_TEMPLATE] => 
    [DELAY] => 0
    [DELAY_TYPE] => S
    [MAX_PERMISSION] => 2
    [LAMP] => red
    [USER_ALREADY_VOTE] => N
    [IMAGE] => 
    [~VOTE_RESULT_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=20
    [~VOTE_FORM_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=20
    [VOTE_RESULT_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_result&VOTE_ID=20
    [VOTE_FORM_URL] => /news/deystvuyuschie-lica/vybral-magnitku-i-ne-progadal/?PAGE_NAME=vote_new&VOTE_ID=20
)
		

Чего вы больше всего ждете от 2022 года?

44%
31%
7%
4%
4%
4%
3%
3%
Всего голосов: 72