Никто не знает точно страны-прародительницы мороженого, а тем более его «изобретателя», доподлинно известно только, что нечто вроде известного нам холодного деликатеса сильные мира сего вкушали чуть ли не в доисторические времена. Некогда это был штучный товар: полакомиться им могли лишь короли и их ближайшее окружение. Теперь оно доступно каждому. Но при индустриальном тиражировании этой вкуснятины качество ее «дошло до степеней известных»: всевозможные заменители, эмульгаторы, красители и прочая дрянь химического происхождения делают древний деликатес весьма привлекательным на вид, приятно дразнят вкусовые рецепторы, но способны превратить его в сладкую отраву, частое употребление которой «модифицирует» лакомство в мину замедленного действия. Поначалу мороженое, щедро сдобренное опасными для здоровья «Е-шками», поступало к нам только от западных производителей. Однако суровая борьба за место под рыночным солнцем вынудила и российских производителей этого лакомства пойти на замену «вредных» для прибыли ингредиентов естественного происхождения на более дешевые и выгодные искусственные компоненты.
В итоге на нашем внутреннем рынке стал править бал технологический выродок, в генетическом коде которого было записано: «Соблазняй употреблять, здоровье употребляющих – не твоя забота». Магнитогорцы на этом фоне до прошлого года были баловнями судьбы: они имели возможность полакомиться вкусным, полезным и недорогим продуктом местной фабрики мороженого «Арктика». Но минувшим летом уже были лишены этого удовольствия. Виной тому неблагоприятные рыночные обстоятельства.
Дело в том, что с 1 января сего года был введен новый ГОСТ, предъявивший к российским производителям древнего как мир лакомства более жесткие требования, нацеленные как будто на повышение качества продукции. Новый стандарт ограничивает, например, объем добавок в порции мороженого 35 процентами, «диктует» свои правила по плотности, вязкости, запаху, целому ряду других характеристик, даже по цвету. Кроме того, новый ГОСТ делает обязательной упаковку, так что в результате покупателю уже не может быть предложен всем известный вафельный стаканчик без целлофанового «мундира». В чем, с точки зрения санитарно-гигиенической, конечно же, нет ничего плохого. И, что совсем немаловажно, в соответствии с новым госстандартом у покупателя должна быть возможность распознать, в каком случае ему предлагают натуральное мороженое, от которого он не получит ничего, кроме пользы, а в каком – «нечто иное», может быть, и очень вкусное, но весьма сомнительной пользы. Или слишком жирное, или напичканное включениями, от которых шарахается цивилизованная Европа. Об этом покупателю с исчерпывающей полнотой должна сообщать этикетка.
А что получилось? Зайдите в любой магазин, поинтересуйтесь содержимым лотков с мороженым. Хоть на импортном продукте, хоть на российском что-то там меленьким бисером написано – без лупы далеко не каждый разберет. А если разберет, то увидит, что практически все предлагаемые лакомства (сложно сказать, есть ли исключения) весьма «богаты» включениями, обозначенными символом «Е» с соответствующими номерами, в том числе теми, что уже давно вызывают «враждебные» чувства у медиков, так как известны способностью вызывать или рак, или расстройство давления, кишечника и прочие неприятности.
В общем, инициаторы введения нового ГОСТа хотели вроде бы как лучше… Но есть мнение, что это лишь проделки российских «бизнес-акул», желающих создать для себя вольготные условия на рынке мороженого. «Москва демпингует, чтобы можно было «съесть» мелких производителей, – говорит руководитель городской федерации дзюдо Роман Козлов. -– Кто из них не выдерживает созданных условий, того скупают «монстры». Вот и «Арктика» оказалась в числе их жертв. Но демпинг, считает Р. Козлов, заканчивается, цены должны взлететь, и если бы удалось сохранить фабрику для города, то у магнитогорцев, как прежде, было бы качественное мороженое из натурального сырья и относительно дешевое, так как, по крайней мере, в его себестоимости не было бы затрат на перевозку издалека.
Городской федерации дзюдо не безразлична судьба «Арктики». От успешной работы фабрики она, в соответствии с учредительными документами, получала определенные средства на развитие спорта. Но теперь, что называется, уже не до хорошего. Дело принципа – хотя бы просто сохранить предприятие.
– Требуется 10–12 миллионов рублей, чтобы докупить недостающее оборудование и прочее, чего пока недостает, а когда появится все необходимое, фабрику можно в течение месяца запустить, – утверждает Р. Козлов. – Она способна давать в сутки около 16 тонн продукции. Для этого все есть, в том числе главное: рядом Башкирия с ее богатой молочной базой. И если кто-то из предпринимателей возьмется за фабрику, готовы отдать ему полномочия.
А магнитогорцы, между прочим, еще не забыли вкус настоящего молочного мороженого местного производства из натурального сырья и до сих пор спрашивают его в киосках, где оно продавалось. Так неужто не найдутся в Магнитке деловые люди, которые не упустят возможности – не во вред собственной выгоде! – обеспечить горожан высококачественным и полезным для здоровья продуктом?