В МАЕ ГРЯДЕТ монетизация. Транспортные льготы ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных и репрессированных жителей Челябинской области будут заменены денежной компенсацией в размере 200 рублей.
Сообщение об этом появилось во вторник на официальном сайте губернатора.
Решению правительства предшествовала акция протеста транспортников в Челябинске, требующих повышения зарплаты. «Содержание» льготников трех уровней транспортники считают накладным. По их мнению, норматив, согласно которому правительство области перечисляет деньги за региональных льготников, рассчитан неверно.
Группа региональных льготников – самая многочисленная. В Магнитогорске их около 54 тысяч человек. Прошедшая в 2005 году монетизация коснулась лишь горожан, пользующихся федеральными льготами. Сегодня их «берут» деньгами, либо приобретают проездной, стоимость которого транспортным предприятиям возмещает федеральный бюджет. Немногочисленная категория муниципальных льготников (13,5 тысячи человек), согласно решению городского Собрания депутатов, пользуется общественным транспортом по социальной карте. Количество поездок каждого пенсионера строго фиксируется и возмещается транспортникам за счет средств местного бюджета. Система перечисления денег за льготников из регионального бюджета до сих пор остается самой хитрой. Для самих ветеранов расчет проще некуда: предъявил удостоверение – и едешь бесплатно. Но сумма за проезд ветеранов до транспортных предприятий доходит слегка «преобразованной».
Формула расчета, в частности, подразумевает, что общественным транспортом пользуется лишь сорок процентов региональных льготников. Скажем, труженики тыла ездят на трамвае, а реабилитированные почему-то предпочитают ходить пешком. Из этих сорока процентов вычленяется еще семнадцать – работающих льготников, которые транспортом пользуются часто: по подсчетам чиновников, 38 раз в месяц. Эти 38 поездок «активных льготников» региональный бюджет компенсирует в полной мере. Оставшиеся 83 процента ветеранов (из тех 40 процентов, что вообще ездят в трамваях), согласно той же формуле, совершают не более восьми поездок в месяц. Этот лимит и получают транспортники в виде компенсации.
Но теории хороши на бумаге. Управление соцзащиты населения с введением социальной карты точно фиксирует количество поездок, совершаемых пожилыми людьми. По их подсчетам, в среднем каждый пенсионер (а не четыре десятых пенсионера) совершает 30 поездок в месяц.
– Тут, конечно, нужно учитывать, что это средний показатель, – уточнила «ММ» начальник отдела информационно-правового обеспечения управления социальной защиты городской администрации Елена Носкова. – На самом деле один пенсионер может в месяц совершить триста поездок, а другой всего три.
В переводе на язык финансов арифметика складывается совсем не в пользу транспортных предприятий. Вкупе за всех региональных льготников в месяц они получают меньше трех миллионов рублей, то есть около 55 рублей на каждого. Это 6–7 поездок. Для сравнения: в марте за проезд пенсионеров по социальным картам транспортникам из городского бюджета перечислено около трех с половиной миллионов рублей. Но региональных льготников 54 тысячи человек, а городских – всего 13,5 тысячи. То есть убытки транспортных предприятий при перевозе в городском транспорте региональных льготников в год могут составить 20,5 миллиона рублей.
Директор МП «Магнитогорское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» Андрей Михайлов в объявленную монетизацию пока не верит: говорит, «нужно увидеть постановление губернатора собственными глазами».
– На XXVII съезде КПСС мне тоже квартиру обещали… – дал он краткий комментарий «ММ».
Исполняющий обязанности заместителя директора по экономике и финансам МП «Трест «Электротранспорт» Иван Кирдяев в связи с грядущей монетизацией выразил надежду на улучшение ситуации и отметил, что «проезд в трамвае, конечно, нужно оплачивать живыми деньгами».
Начальник отдела инфор-мационно-правового обеспечения управления социальной защиты городской администрации Елена Носкова сообщила, что пока управление не получило распоряжение об изменении системы начисления транспортных льгот.
Между тем, региональные информагентства сообщают точные цифры будущих выплат. По словам исполняющего обязанности губернатора Андрея Косилова, сумма составит 600 рублей. Ее из областного бюджета будут авансом ежеквартально выплачивать каждому льготнику вместе с пенсией. Компенсация за месяц, таким образом, составит 200 рублей. На эту сумму ветеран сможет 25 раз проехать на трамвае или автобусе. В этом году объем денежных средств, выделяемых из областного бюджета на оплату проезда льготников, вырос в 2,4 раза по сравнению с прошлым годом: с 545,7 миллиона до 1,3 миллиарда рублей. Как отметил заместитель губернатора Роман Панов, правительство Челябинской области проанализировало ситуацию с компенсациями за проезд льготников в других регионах. В Тюменской области льготники получают 135 рублей в месяц, в Новосибирской – 120, в Башкирии – 200.
Данное решение, по мнению Андрея Косилова, удовлетворит требования и льготников, которые получат деньги, и транспортников, которым не придется обеспечивать «бесплатный» проезд. Теперь, по задумке правительства, начнется конкуренция за деньги ветеранов. «Нужно бабушку заманить, чтобы она поехала на муниципальном транспорте, а не на маршрутном такси!» – объяснил вице-губернатор. Правда, еще неизвестно, на что реально бабушка потратит свою «двушку» – на трамвай или на хлеб.