ГОРОД взбудоражен процессом ликвидации МУП «ТЖХ» и «ЖРЭУ»: в квартиры собственников жилья приносят договоры, далеко не всегда понятные обычным людям, особенно пенсионерам.
Уверения, что ничего не изменится, идет простая смена вывесок, во-первых, безосновательны, во-вторых, неубедительны. Жилищно-коммунальная сфера превратилась в черную дыру: денег население, муниципальные и региональные власти вкладывают все больше и больше, а отдачи не заметно, поток жалоб не уменьшается. Выход один: нужно кардинально менять всю систему. Для этого и задуман переход от муниципальных предприятий к управляющим компаниям.
МУПам сильно напрягаться не надо: зарплату платят исправно, ее размер не зависит от жильцов и качества работы, а отчеты всегда можно написать в виде победных реляций. Штат, оклады, премии – все формирует на основе нормативов администрация города. В управляющей компании деньги не получают по разнарядке, а зарабатывают. Это первый и самый очевидный плюс: управляющая компания кровно заинтересована в хорошей работе.
Второй плюс: мы сами выбираем форму управления домом: или через создание ТСЖ, или – через управляющую компанию. Мы можем подробно прописать в договоре, что должна делать управляющая компания, сколько и за что будем платить. С МУПами этого не было и в помине.Третий плюс: мы станем полноценными хозяевами не только квартир, домов, но и дворов. Каждый дом сам определит территорию своей ответственности, именно его уборку и озеленение мы будем оплачивать, а управляющая компания содержать в порядке и благоустраивать. Это все очевидные плюсы. Но есть и минусы.
Минус первый: большинство из нас не готовы осознать, что за дверью квартиры мы не перестаем быть хозяевами. По сути, многоквартирный дом становится одним большим коммунальным хозяйством. И как когда-то соседям в коммунальных квартирах, так и нам теперь придется договариваться друг с другом по поводу его содержания. Это непросто, но придется учиться.
Минус второй: куда жаловаться, если качество работ будет плохим? С ЖЭУ все было понятно: пишем жалобы начальнику ЖЭУ, потом в ЖРЭУ или ТЖХ, затем в администрацию города, попутно – депутату, в прокуратуру... Сейчас жаловаться станет некуда – управляющие компании неподвластны ни администрации, ни депутату. Выход один – суд. Вариант: переговоры, смена управляющей компании. Выбор другой компании проблематичен, а судиться сложно: придется скидываться на адвоката, писать исковые заявления, ходить на судебные заседания. Но стоит вспомнить, что и раньше жалобы на ЖЭУ не слишком помогали.
Минус третий: управляющая компания полностью распоряжается деньгами жильцов, поэтому непорядочная может просто-напросто собрать деньги и отбыть в края с более теплым климатом. Поэтому нужно очень внимательно подходить и к выбору управляющей компании, и к договору, прежде чем поставить подпись.
Минус четвертый: меньшинство подчиняется большинству. Значит, если большинство собственников, которых считают не по головам, а исключительно по квадратным метрам, решат делать дорогой ремонт или сменить трубы в подвале, или разбить цветник, организовать стоянку, то меньшинству придется подчиниться и оплачивать расходы. Если откажемся – с нас взыщут по суду. Жестко? Да, но мы живем не в индивидуальном доме, а многоквартирном, и решать все нужно сообща.
Теперь о некоторых мифах. Первый: мы за все платим ЖЭУ. В действительности у нас только одна квитанция, но графы разные. За тепло и вызов слесарей мы платим МП «Теплофикация», за водоснабжение – МП «Водоканал», за вывоз мусора – МП «САХ»… В результате ни ЖРЭУ не может взять деньги Водоканала даже взаймы, ни Водоканал не может позаимствовать деньги у ЖРЭУ или Теплофикации. Точно так же будет и при управляющей компании.
Миф второй. Если мы не выберем управляющую компанию, то нам самим надо будет куда-то бежать, подписывать какие-то договоры, чтобы в квартиру поступали тепло и вода. В действительности не так. Теплофикация, Водоканал сами позаботятся, чтобы мы подписали договоры, выставят счета, пришлют квитанции. Привыкли же мы платить отдельно за телефон, свет, домофон? Заплатим отдельно и за тепло, воду. Но зато точно будем знать кому, когда и за что платим.
Миф третий: управляющая компания не сохранит имеющиеся льготы ветеранам, инвалидам. Но льготы определяют не управляющие компании и выплачивают их не коммунальщики, а региональная и федеральная власть. Поэтому, как платили льготники меньше, так и будут. Все строго по квитанциям и социальным нормам. Теперь о том, что остается при переходе к новым условиям содержания нерешенным.
Наши дворы. С квартирами, подъездами, придомовыми территориями все ясно, мы их содержим сами. А кто должен содержать игровые площадки, благоустраивать дворы? Сегодня вся земля принадлежит администрации города, и именно она должна заключать договоры на благоустройство и содержание дворов, оплачивать их. Но денег в бюджете на это никто и никогда не предусматривал. Надеяться, что город будет содержать наши дворы, наивно. Значит, нужно юридически закрепить дворы за жителями квартала, микрорайона, взимать небольшую плату за содержание, например, 20 копеек с квадратного метра каждой квартиры, и тогда мы сами решим, чему быть во дворе – автостоянке или игровой площадке. При этом администрация города должна взять на себя расходы по закреплению территории.
Не решен вопрос с пресловутыми актами оценки технического состояния жилого дома. Они есть, но реальной оценки домов нет. Есть только выписка из БТИ, содержащая сведения о доме в момент его сдачи в эксплуатацию. Сегодня дома никто не оценивал, межевания территории между ними не делал. И кто это будет делать? Вряд ли справедливо все перекладывать на плечи собственников квартир. Думается, администрация города должна изыскать средства и провести полную оценку всех домов, которые передает из муниципального управления в частные компании, провести и оформить межевание территорий в кварталах и микрорайонах.
Реформирование ЖКХ идет по принципу – «скорее, а то опоздаем». Как будто война, фронт приближается, и мы то ли к эвакуации спешно готовимся, то ли Днепр форсировать собираемся. Что за аврал? И почему нужно срочно создать частные управляющие компании, похожие на прежние МУПы как близнецы? Кто сказал, что неэффективные МУПы будут успешными ООО? Не покидает ощущение, что некоторые чиновники видят коммунальную сферу не убыточной, а исключительно прибыльной для городского бюджета.
Все МУПы, ЖРЭУ и ТЖХ за наш счет приобретали технику, возводили и обустраивали производственные помещения. Сегодня вся материальная база отходит городу, и уже ООО – ЖРЭУ и ТЖХ – должны оплачивать аренду и техники, и производственных помещений, и зданий, опять же за наш счет. Окиньте взглядом только шестиэтажное здание по ул. Сов. Армии, 2, где расположены ТЖХ и ЖРЭУ № 6 – сколько миллионов в год нужно заплатить только за его аренду? И не будем забывать, что в каждом кабинете сидят работники, которые ежемесячно хотят получать зарплату, и, надо полагать, не минимальную. А так как город передает в эти самые ООО весь штат МУПов, то теперь мы с вами будем оплачивать не только аренду помещений, но и зарплату всем работникам. Многомиллионные затраты явно мы не потянем, и совсем скоро новосозданным ООО будет нечем платить зарплату, аренду, налоги. Непонятно, почему частная управляющая компания должна содержать весь штат ЖРЭУ или ТЖХ? И особенно за счет простых жильцов? Даже если ООО (ЖРЭУ или ТЖХ) решит сократить часть штата, то все выплаты увольняемым вновь будут происходить за наш счет.
Капитальный ремонт – тема старая, но по-прежнему больная. Мы вновь надеемся на федеральный или региональный бюджет, нацпроекты, транши и так до бесконечности. Передадут ли уже собранные с нас деньги в новые ООО? Где письменные обязательства администрации города о капитальном ремонте всего жилого фонда, нуждающегося в нем? А там же, где и оценка технического состояния домов, то есть нигде. Администрация города обязана организовать капитальный ремонт и юридически это оформить, иначе деньги закончатся, и многие останутся наедине со своими проблемами.
Нас уверяют, что расценки останутся прежними, так как их утверждает Собрание депутатов. Не лукавьте – это все слова. Откроем предлагаемый договор и прочитаем: «Плата за услуги по содержанию и текущему ремонту в рамках договора устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с действующим перечнем, составом и периодичностью работ (услуг), указанным в приложении № 2. Данная оплата может быть принята в размере тарифа, рекомендованного правовыми актами органов местного самоуправления». Все ясно: неизменными останутся только тарифы на тепло, воду, газ, а на тариф ремонт и содержание жилья – 7 руб. 64 коп. – очень даже может измениться, особенно если будем содержать всех и вся.
Теперь о процессе оплаты. Сейчас ЕРКЦ снимает порядка пяти процентов со всех поступающих денежных средств, и получается: чем больше мы заплатили по квитанции, тем больше он получил денег. Если, например, детские садики не заключили с ними договор, то к каждой квитанции, независимо от суммы, прибавляют 12 рублей, о чем крупными буквами сообщают объявления возле каждой кассы. Следовательно, завтра мы будем, помимо всего прочего, платить еще и ЕРКЦ. А сколько? Кто определил эту сумму – 12 рублей или пять процентов от платежа? Вопрос остается открытым.