История налоговых органов новейшей России ведет отсчет с 1 июля 1990 года – момента подписания министром финансов соответствующего приказа. Виктор КОТЕНЕВ , ныне возглавляющий межрайонную инспекцию № 2 Челябинской области по работе с крупнейшими налогоплательщиками, стоял у истоков магнитогорской налоговой системы.
– Виктор Александрович, налоговая служба постоянно реформируется. Какова ее нынешняя структура в Магнитке?
– В трех районах города – районные налоговые инспекции. Раньше была общегородская инспекция по Магнитогорску, но последние изменения трансформировали ее в межрайонную, с вывески исчезло название города. Теперь мы работаем с крупнейшими налогоплательщиками: ОАО «ММК», его дочерними и зависимыми обществами, такими крупными предприятиями, как Кредит Урал Банк, Южуралавтобан, Монтажник и другими. Пятнадцать лет назад главным орудием труда налоговиков были ручка, арифмометр, реже – калькулятор. Сегодня – современная компьютерная техника, позволяющая обрабатывать большой поток информации в электронном виде, соблюдать ее конфиденциальность. Крупные налогоплательщики тоже «упакованы», что оптимизирует взаимоотношения. Сложнее в районах – далеко не все предприниматели и юридические лица могут приобрести дорогую технику. Но появляются фирмы, готовые помочь подготовить электронную налоговую отчетность.
– Однако, как только подходит время сдачи отчетности – в районных налоговых столпотворение…
– Потому и ратуем за электронную систему. Традиционно налогоплательщики откладывают визит в налоговую на крайний срок. Вот и собираются в последние дни в каждой районной инспекции 2–2,5 тысячи человек. Физически невозможно в кратчайшие сроки перелопатить такой объем документов. Идем навстречу, создавая специализированные операционные залы. Приплюсуйте к юридическим лицам и предпринимателям горожан, имеющих в собственности дома, квартиры, сады, гаражи, автотранспорт – их в городе свыше 250 тысяч, вот объем документов, которые налоговая система города обязана «переварить». Полтора десятка лет назад в Магнитке насчитывалось 400 предприятий государственной формы собственности. Сегодня – четырнадцать тысяч только предпринимателей и юридических лиц. А налоговиков в городе – пятьсот человек. Ежегодно лишь в результате наших проверок и доначислений налогов бюджет города пополняется сотнями миллионов рублей. Говоря образно – один наш сотрудник обеспечивает местной казне миллионный доход. Его содержание, включая зарплату, хозяйственные расходы и канцелярские товары, обходится в сто тысяч ежегодно. Средняя зарплата – шесть тысяч рублей. И при этом нас регулярно критикуют. Молодежь не задерживается: пришел молодой специалист, два-три года поработал, набрался опыта – тут же коммерсанты «забирают», предлагая зарплату в несколько раз выше.
– Магнитка – город-донор. Как распределяются собираемые у нас налоги?
– Говорим о межрайонной инспекции: обеспечиваем 76 процентов всех налоговых поступлений города. С начала 2005 года во все уровни бюджета начислено без малого 12 млрд. рублей. Распределяются они так: свыше 70 процентов – в областной бюджет, 14,5 процента – в федеральный и 14,4 процента – в местный. Несправедливо? Такова специфика государственного подхода к формированию бюджета, и доля Магнитогорска определена вышестоящими государственными органами. Будучи магнитогорцем, я понимаю, что потребности города несоизмеримо выше, но законы принимаем не мы. Стезя налоговых органов – контроль правильности начисления, своевременность уплаты налогов и соблюдение налогоплательщиками законодательства.
– Много и долго на разных уровнях власти говорится о несовершенстве налогового законодательства. Ваше мнение?
– Не секрет, что налоговый кодекс «сыроват». Появляются разночтения, поэтому крупные налогоплательщики оспаривают многие наши акты в арбитражном суде. С некоторыми доходим до высших инстанций. Не считаем это сверхъестественным: бизнес трактует закон в свою пользу, мы, будучи государственной службой, руководствуемся ведомственным подходом.
– Бесконечные реформы налоговой системы, перетряски, изменения в законодательстве… Наверняка это нервирует, вредит делу.
– Такова государственная политика. Реорганизация оправданна, если привносит улучшения, устраняя недостатки. Поэтому реформы необходимы. Но, с другой стороны, одна только смена вывесок, ведомственных атрибутов, печатей, бланков и прочего недешево обходится. Последние трансформации связаны с выстраиванием иерархии власти, стремлением создать оптимальную государственную структуру. Еще не до конца закончена последняя реорганизация, как уже поговаривают об очередной: слиянии налоговиков, таможни и структур МВД, занимающихся налоговыми преступлениями. Идея – создать блок, обладающий правами и рычагами не только контроля, но дознания и следствия. Логика: сейчас, у налоговиков связаны руки в отношении злостных неплательщиков, судимся с ними годами. Знаем, что обманывают, но упущения законодателей позволяют уходить от ответственности. Не раскрывая нюансов, отмечу, что всего одно слово в действующем законе перечеркивает наши многомесячные усилия. Да, жизнь вносит коррективы, законодатель пытается реагировать. Но требуется менять не один закон, а несколько, дабы они не противоречили друг другу. А это весьма кропотливая работа, которая по силам специалистам, владеющим не только теорией, но и практикой.
– Кремль провозглашает политику поэтапного снижения налогового бремени. Это помогает вывести на свет теневой бизнес? Останутся ли в прошлом «зарплаты в конвертах»?
– Налоговая нагрузка в последние годы значительно снижена: раньше подоходный налог с зарплаты физических лиц составлял 30, сейчас – 13 процентов, независимо от уровня дохода. И я лично к этому отношусь отрицательно. Потому как во всем мире за счет доходов сверхбогатых государство ведет социальную политику. Налог на доходы богатых людей в некоторых странах доходит до 60 процентов, поэтому нет такого явного расслоения общества, как в России. Наши законодатели решили, что подобные меры загонят в тень вообще весь бизнес. Снизили ставку, агитировали, втолковывали, что налоги теперь платить проще и безопаснее, чем не платить. Что в ответ? Честные налогоплательщики таковыми и остались, а кто не платил – и не собирается, пока за руку не поймают. Да, общая масса собираемого налога в масштабах страны увеличилась, но причина – повышение зарплат, создание новых рабочих мест, оживление промышленности. Споров много, поскольку вопрос неоднозначный: председатель правительства ставит задачу дальнейшего снижения налога на добавленную стоимость с нынешних 18 процентов до 13. А министр финансов утверждает, что государству это не даст увеличения налоговых поступлений.
– Паны дерутся, а у холопов…
– Не без этого. Раз уж заговорили об НДС, обратимся к ММК. Комбинат – крупнейший экспортер, государство законодательно гарантирует возврат НДС по экспортируемой продукции. Раньше у нас было понятие «традиционный налогоплательщик» – как раз ММК. Старались дать ему «зеленый свет»: в течение месяца были обязаны провести все необходимые проверки и вернуть комбинату деньги. Но сменился руководитель федеральной налоговой системы и упразднил эту практику. Под одну гребенку подравняли честных, открытых налогоплательщиков и мошенников, практикующих схемы ложного экспорта. Теперь проверки мы обязаны вести не один, а три месяца. Даже для такого гиганта, как ММК, это существенные потери оборотных средств. Тем более, активно идет реконструкция, металлурги обязаны в срок оплатить сырье, энергоносители, железнодорожный транспорт. Считаю, необходим дифференцированный подход, помогающий добросовестному крупному бизнесу.
– Признаем: трудно найти того, кто любит платить налоги…
– Нас любить нет необходимости. Посмотрим иначе: государство без денег – не государство. Три его составляющих – границы, финансы, армия. Из этого и надо исходить, критикуя, к примеру, неэффективность социальной политики, низкие зарплаты бюджетников. Беда еще и в правовой неграмотности людей. Мы, кстати, всегда консультируем, разъясняем права и обязанности налогоплательщиков, бесплатно распространяем собственную газету «Налоговый вестник». Я за то, чтобы ребенок еще в школе начинал осознавать себя будущим налогоплательщиком. Такой предмет, подкрепленный красочными, интересными и познавательными учебниками, – жизненно необходим. Этот путь давно прошли европейские страны, так почему не использовать их опыт? Там не налоговый инспектор бегает за гражданином, а наоборот. Наблюдали это еще десяток лет назад, обучаясь в Германии. Есть рациональные и эффективные механизмы, применяемые за рубежом. В родном Отечестве, как показала практика, предпочли изобретать велосипед. И все же позитивные изменения есть. Мы надеемся, что в ближайшие годы страна обретет качественное налоговое законодательство, повысит уровень добросовестности налогоплательщиков и благосостояние граждан.