ДАВЯТ, разумеется, не всех. Показательные казни за торговлю контрафактными CD и DVD-дисками в нашем городе устраивают лишь «избранным».
Год назад Сергей Личидов взял в долг и купил готовый бизнес. Ничего особенного: магазинчик DVD-продукции. Купил вместе с имеющимся ассортиментом и деловыми связями с поставщиками. Начал с размахом: к двум тысячам дисков прибавил еще столько же – торговля пошла. В октябре в гости нагрянул линейный отдел милиции и «опечатал» около трехсот дисков. Через два месяца участковый милиционер сообщил Личидову о возбуждении Карталинской транспортной прокуратурой уголовного дела за торговлю контрафактом.
Диски, похоже, были что надо. Небольшой магазинчик на проспекте стал пользоваться бешеной популярностью. У милиционеров. В марте к Личидову заглянули сотрудники Правобережного РОВД, изъяв еще 78 дисков. Смекнув, что борьба с пиратством началась нешуточная, Личидов повесил на двери табличку «Закрыто» и приступил к чистке продукции. Через два месяца представители Карталинской прокуратуры, невзирая на «Закрыто», снова постучали в двери полюбившегося салона и изъяли оставшуюся продукцию.
– Странно, что прокуратура не сразу изъяла все подозрительные диски, а растянула на несколько рейдов. Причем оказалось, что «белые» диски и подделки приобретены у одного и того же поставщика, – удивляется Сергей Личидов.
– Изъятие действительно производилось в несколько этапов. Этого, во-первых, требовал ход расследования, а во-вторых, Личидов сообщил нам о прекращении своей незаконной деятельности, чем ввел в заблуждение, – поясняет старший следователь Карталинской транспортной прокуратуры Максим Котов. – А табличка «Закрыто» на двери магазина – просто лукавство со стороны хозяина. Он повесил ее на дверь непосредственно перед обыском, когда узнал о готовящемся следственном действии. В рабочей тетради продавца с перечнем проданных дисков имеются записи продажи и в день обыска.
Результаты «шопинга» таковы: две трети товара угодили в коробку с печатью «контрафакт». Общая стоимость изъятого цифрового продукта оценивается в миллион, а ущерб, нанесенный Личидовым правообладателям, – в 50 тысяч рублей. Неудачливому бизнесмену предъявили обвинение в нарушении авторских и смежных прав. Полки в магазине пусты, дело – в прокуратуре, правообладатели ждут возмещения ущерба. А Личидову «светит» огромный штраф или лишение свободы сроком до шести лет.
«Осмотр» изъятого товара проводили учреждение технической экспертизы в Челябинске, Магнитогорская торгово-промышленная палата, подключилась и комиссия экспертов в составе профессоров МаГУ. Солидная команда специально обученных профессионалов. Где ж их взять предпринимателю, работающему на огромном рынке DVD-продукции? Ведь даже столь очевидный признак пиратства, как отсутствие голограммы, – уже не показатель.
Поставщики Личидова не прячутся, «отоваривают» пол-России. Челябинский ООО «Видеосервис» работает в центре города вполне легально, с внушительной охраной. Московские TDK Group и AB Records, самарская «Видеовокс» – все, по словам Личидова, показывали лицензию.
– Вот вы знаете, как выглядят пиратские диски? Я тоже не знаю, – рассуждает экс-предприниматель. – Думаете, стоимость диска – показатель? Как бы не так. У меня «Гладиатор» по цене 400 рублей показал аж пять признаков контрафакта. Сам недавно купил дорогой фильм. На внутреннем кольце диска, как и полагается, – серийный номер. А в конце фильма на экране возникла чья-то голова.
– Голова? Нет, здесь головы вроде нет. А вот качество звука хромает. Понимаете, запись в кинотеатре сделана. Зато недорого, – говорит продавец киоска в крупной торговой сети, куда я зашла в поисках лицензионного товара. Дабы не потерять покупателя, она расхваливает достоинства качественного «пирата».
В начале года Госдума приняла поправки в Уголовный кодекс, поднимающие срок наказания за производство, сбыт и использование поддельной продукции. При желании по этой статье можно посадить, наверное, любого. Активные действия прокуратуры объяснимы: ее заинтересовали сверху. Страна готовится вступить в ВТО, и борьба с пиратами теперь сродни национальному проекту.
В России борьба с пиратством приобретает причудливые формы. В Саратове, например, милиционеры отправились в рейд по ресторанам, кафе и фитнес-клубам, чтобы заглушить в них звуки пиратской музыки. Владельцам кафе, где играла музыка, вынесли предупреждение о нарушении закона «об авторских и смежных правах». От греха подальше те включили радио, но после двухчасового «контрольного прослушивания» стражи порядка изъяли аппаратуру. Объяснили: все учреждения, «где при помощи музыки привлекают клиентов и получают прибыль», обязаны платить правообладателю за музыкальное сопровождение.
В Челябинской области к пиратам тоже немилостивы. По данным заместителя начальника ОРЧ УБЭП ГУВД Станислава Якубовского, за первый квартал выявлено 53 преступления в области авторских прав. В прошлом году их было всего четырнадцать. Заведено уже одиннадцать уголовных дел, из них шесть – по незаконному использованию продукции Microsoft.
Транспортная прокуратура, работающая под руководством области, за первый квартал этого года поймала в Магнитке двух «уголовников», кроме Личидова. Прокуратура Правобережного района за этот же период завела три уголовных дела и одно административное. В общем, волна пошла.
Только вот какая странность. Музыкально-зрелищную продукцию реализуют более чем в ста точках города. То ли они не видны антипиратскому бульдозеру, то ли предприниматели вроде Личидова чего-то не смекнули в хитростях торговли, но одинокие и точечные удары прокуратуры по «пиратам» наводят на нехорошие мысли. Почему за массовую любовь к пиратскому изделию «отдуваются» единицы? Если борьба с контрафактом сродни национальному проекту, почему до сих пор нет массовых милицейских рейдов?..
Ответ пришел из официальных источников. Оказалось, пиратство в нашем городе уже искоренили. Таковы данные управления потребительского рынка, предоставленные пресс-службой администрации города. В 2005 и 2006 годах совместно с УВД и Роспотребнадзором управление провело два обучающих семинара для предпринимателей: те просветились – и за контрафактом больше ни ногой. Остался «прогульщик» Личидов, до сих пор не знающий, как отличить оригинал от фальшивки.
В общем, сюжет с контрафактом напоминает басню Крылова, где лебедь, рак и щука тянут в разные стороны. Прокуратура, выполняя госзаказ, медленно, но верно «хоронит» нарушителей закона. А представители власти делают вид, что с контрафактом давно покончено. Сравните: в первом квартале по заданию управления потребительского рынка сотрудники милиции изъяли с городских прилавков 290 дисков с «нехорошими» признаками. Но ни один из них не был признан пиратским! В это же время транспортная прокуратура только из магазина Личидова вывезла в два раза больше. Еще: по данным управления, в городе выявлено всего десять административных правонарушений, что «потянуло» на восемь тысяч штрафа. А Личидову «светят» все пятьсот… Вот и думай, кто здесь дурак.
Недавно глава Минэкономразвития Герман Греф напомнил об ужесточении мер по борьбе с контрафактом. Министр признал, что на быстрый результат не рассчитывает. «За два–три года проблему не решить,– подчеркнул он.– Не секрет, что компании, производящие контрафактную продукцию, «крышуются» местными начальниками разных властей». Хочется верить, что к нам этот тезис не относится. И что борьба с контрафактом приобретет наконец четкую стратегию: либо казнить (всех), либо миловать (тоже всех). Пока же антипиратская кампания в городе напоминает известную как печальный анекдот историю директора сельской школы Александра Поносова.
ЮЛИЯ СЧАСТЛИВЦЕВА, фото ИТАР-ТАСС
ПОДДЕЛКУ ВИДНО НЕВООРУЖЕННЫМ ГЛАЗОМ
Пират продает КОНТРАФАКТ, ЧТОБЫ КУПИТЬ ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДИСК.
Не соглашусь с автором статьи. В ней говорится, будто предпринимателям сложно отличить оригинальный продукт от пиратского. Это лукавство. В соответствии с действующими Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Правительством РФ, каждый экземпляр аудиовизуального произведения перед помещением в торговый зал должен пройти предпродажную подготовку, в ходе которой даже не специалист может отличить контрафактный диск от лицензионного. В соответствии с теми же правилами каждый носитель должен быть снабжен подробным ценником с указанием всех обязательных атрибутов произведения, цены и наименования продавца. Личидов же снабжал каждый экземпляр лишь фрагментом клейкой бумаги размерами 1х2 см, где рукописно указывал цену. То есть элементарных действий, позволяющих убедиться в достоверности продаваемой продукции, «бизнесмен» не выполнял в погоне за быстрой наживой.
Именно предприниматель, а не его поставщик отвечает за качество товара и законность его нахождения в обороте. Именно предприниматель должен ответственно подходить к своей роли на рынке товаров и услуг, беречь свою репутацию, приобретать необходимые навыки – в том числе и быть в курсе последних веяний в области защиты авторских и смежных прав. В большинстве случаев признаки контрафакта можно увидеть «невооруженным глазом»: это наличие шести–десяти фильмов на одном носителе, низкое качество полиграфии на буклете и верхней стороне диска, фильмы, которые еще идут в кинопрокате.
В статье указаны эксперты: учреждение технической экспертизы в Челябинске, Магнитогорская торгово-промышленная палата. При наличии у предпринимателя сомнений в качестве приобретаемой продукции можно обратиться к ним. Конечно, проведение экспертизы – дело не бесплатное. Готов ли был Личидов заплатить за услуги эксперта в обмен на уверенность в подлинности своей продукции?..
На упомянутых поставщиков представители «малого бизнеса» ни разу не подавали иск с требованием возместить ущерб от ненадлежащего исполнения договора поставки. То есть предприниматели просто не заключают надлежащих договоров с поставщиками, что лишает их возможности предъявлять претензии. Чаще всего закупщики прекрасно знают, что приобретают пиратскую продукцию, но надеются на безнаказанность.
Автор статьи говорит о «точечных ударах прокуратуры» по «пиратам». В силу отсутствия собственного оперативно-розыскного аппарата прокуратура лишена возможности своими силами первично выявлять признаки подобных преступлений. Материалы, служащие поводом и основанием для возбуждения уголовных дел по статье 146 УК РФ, поступают к нам из отделов милиции и других органов исполнительной власти. Одной только Магнитогорской таможней, поднадзорной Карталинской транспортной прокуратуре, за истекший период этого года выявлено уже 56 фактов правонарушений, по двенадцати из которых материалы направлены в различные прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовных дел.
Неугасающий спрос на контрафактную продукцию со стороны потребителей «подогревает» предложение. Потребители желают приобрести новинку – и не важно, какого качества будет подделка. СМИ, в свою очередь, много внимания уделяют критике правоохранительных органов, подрывая и без того низкий авторитет правоохранительной системы публикациями о «задавливании малого бизнеса». Борьбе с пиратством такая стратегия явно не способствует. Редко увидишь статьи, посвященные преимуществам лицензионной продукции. К числу оных, например, относятся хорошее качество изображения и звука, достоверный перевод, наличие дополнительных материалов.
Инертность потребителя, его желание мириться с массовой культурой низкого качества – вот основные причины «точечности» ударов по пиратам. Получив прибыль от незаконной деятельности, пират имеет возможность приобрести более дорогой и качественный товар – уже для себя.
Вместо рассуждений о порочности сложившейся практики в сфере защиты интеллектуальной собственности пора осознать, что борьба с контрафактом – дело длительное и успех гарантируют только совместные усилия потребителя, СМИ, правоохранительных органов. Зайдя в магазин и увидев на прилавке экранную копию, разве автор статьи сообщила об этом в милицию или прокуратуру? Или в этом случае продавец также – представитель неприкосновенного «малого бизнеса»? И какую роль в упомянутой басне Крылова автор отводит СМИ? Займите одну из сторон. Сделайте работу правоохранительных органов действительно прозрачной и доступной для понимания обычного потребителя.