НА ПЕРВОМ после каникул заседании Законодательного собрания Челябинской области, состоявшемся в минувший четверг, депутаты рассмотрели 54 вопроса, главным из которых стало принятие бюджета области на 2008 год в первом чтении.
По словам министра финансов Виктории Голубцовой, проект бюджета-2008 сбалансирован по доходам и расходам и составлен исходя из прогноза экономического развития области на будущий год в умеренном варианте. Новый бюджет составляет 60 миллиардов 900,7 миллиона рублей, его рост – 141 процент по отношению к плану на 2007 год. В новом бюджете запланировано увеличение прибыли предприятий на 4,9 процента, рост заработной платы на 16,7 процента, повышение цен на товары и услуги на 7,7 процента. Расходы на оплату коммунальных услуг и связи, в соответствии с прогнозом Единого тарифного органа, увеличены в среднем на 17 процентов. Заложено, что газ подорожает на четверть, а тепловая энергия – на 20,5 процента.
Бюджет на 80 процентов будет составлен из собственных доходов, деньги из федерального бюджета запланированы в размере 16,6 процента. Традиционно наибольший удельный вес у расходов социальной сферы, но в будущем году почти в два раза увеличатся расходы на национальную экономику и в 2,5 раза возрастет финансирование приоритетных национальных проектов, особенно программы «Доступное и комфортное жилье».
Председатель Законодательного собрания Владимир Мякуш подчеркнул, что в этом году бюджет принимается при максимальной гласности. Депутаты постарались учесть мнения всех заинтересованных сторон. Были проведены публичные слушания по бюджету, организована «горячая линия», которая действует до сих пор. Семнадцать тысяч экземпляров «Южноуральской панорамы» с проектом бюджета-2008 разошлись по всей области. Учтены мнения коллег-депутатов. По предложению комитета по экологии в бюджет включили мероприятия по строительству и реконструкции очистных сооружений. Впервые бюджет принимается на Южном Урале так рано, и у территорий будет достаточно времени, чтобы подготовиться к его реализации и принять свои бюджеты. Предполагается, что во втором и третьем чтениях бюджет области будет принят уже в сентябре.
«Следует отметить, что впервые проект главного финансового плана области внесен в региональный парламент так рано, – комментирует депутат ЗСО, вице-президент управляющей компании ММК Андрей Морозов. – И вообще нынешний бюджетный процесс идет не совсем обычно. И хотя от идеи трехгодичного бюджета в Челябинской области отказались, однако одновременно с бюджетом на 2008 год в регионе будет принят среднесрочный план развития до 2010 года. Внедрению «трехлетки» пока препятствуют незавершенность процесса разграничения расходных полномочий, отсутствие целого ряда документов федерального уровня и опыта исполнения трехлетнего бюджета»…
Власти области традиционно характеризуют бюджет следующего года как «социальный». Всего на решение вопросов в сфере образования, здравоохранения, социальной политики, коммунального хозяйства, охраны окружающей среды, культуры и массовых коммуникаций (включая межбюджетные трансферты на эти цели) направляется почти 40 миллиардов рублей.
В 2008 году продолжится разграничение расходных полномочий между областью и муниципалитетами. Всего, начиная с 2005 года, областной бюджет взял на себя финансирование двух десятков полномочий от органов местного самоуправления на сумму более 12,8 миллиарда рублей. Доходных источников при этом у муниципалитетов было изъято на шесть миллиардов, то есть почти семь миллиардов осталось в распоряжении органов местного самоуправления.
Особенностью нынешнего бюджетного процесса в области стала разработка среднесрочного финансового плана, одобренного региональным правительством одновременно с проектом бюджета. Это своеобразный компромисс между федеральными установками на внедрение трехлетнего бюджета и разумным консерватизмом, проявленным руководи-телями региона.
Приоритетные статьи расходов, заложенные в проект областного бюджета-2008, в целом сохранятся неизменными и на два последующих года. В частности, удельный вес финансирования социальных расходов останется в пределах 64–65 процентов. Изменения касаются прежде всего прогнозируемых величин объема областного бюджета: в 2009 и 2010 годах прогнозируется рост соответственно на 7,1 и 9,6 процента.
Будущие бюджетные поступления рассчитаны на основе прогноза социально-экономического развития Челябинской области до 2010 года в его умеренном варианте. Так что в программе, как говорится, возможны изменения. В виде тех самых дополнительных доходов, которые вот уже несколько лет подряд позволяют области делать массированные финансовые вливания в сферы, признанные приоритетными руководством региона.
Обычно областной бюджет утверждали в последних числах декабря, в прошлом году парламентарии успели к ноябрю. Теперь к этому сроку собственные бюджеты должны сверстать все муниципальные образования. Что характерно, региональные финансисты заявили, что не будут препятствовать муниципалам, если те пойдут по пути разработки трехлетних бюджетов, по крайней мере, тем территориям, которые независимы от финансовой помощи области.