Проблема, как резюмирует издание, в недостаточном информировании граждан, устаревших базах данных, затруднённом обмене данными между государственным Пенсионным фондом России (ПФР) и негосударственными пенсионными фондами и сложности процесса подачи заявления на назначение пенсии. Причём, несмотря на введение с 2022 года обязательного информирования со стороны ПФР о наступлении пенсионных оснований по накопительной пенсии, в ближайшее время ситуация кардинально не изменится.
По данным актуарных заключений за 2020 год по пятнадцати крупнейшим НПФ, почти 2,1 миллиона лиц пенсионного возраста в прошлом году не обратились за выплатой накопительной пенсии или она им не была назначена. Годом ранее таких граждан было около 1,6 миллиона. Согласно отчётности фондов, больше всего таких лиц было в НПФ «Открытие» (605 тысяч), «Будущее» (почти 419 тысяч), «Газфонде Пенсионные накопления» (319 тысяч), НПФ Сбербанка (157,2 тысячи).
Из-за особенностей актуарного учёта в это число вошли граждане, получившие единовременную выплату. Но, согласно оценкам собеседников «Коммерсанта», в 2020 году такие выплаты получили всего 200–400 тысяч человек. В результате количество граждан, полностью не получивших накопительную пенсию, можно оценить в 1,7–1,9 миллиона. Большей частью на счетах этих лиц незначительные суммы. «Средний размер пенсионного счёта таких клиентов составляет 7–10 тысячи рублей», – указывают в НПФ «Будущее». Согласно актуарной отчётности других крупных фондов средние счета составляют 5,5–10,4 тысячи рублей.
Как пояснил заведующий лабораторией развития пенсионной системы Института социальной политики ВШЭ Евгений Якушев, часто негосударственные пенсионные фонды не могут найти клиентов, которые заключили с ними договор, например, из-за изменения личных телефонных номеров.
В Минтруде обратили внимание, что за невостребованной накопительной пенсией можно обращаться в НПФ в любое время, независимо от достижения пенсионного возраста. Причём, чем позднее за ней обратишься, тем больше будут накопления.