Цифрам официальной инфляции, которые регулярно публикует Росстат и на которые ссылаются правительственные структуры, россияне давно не верят. Замечая бурный рост цен на товары повседневного спроса, невозможно адекватно воспринимать, допустим, показатель годовой инфляции в 6,74 процента (по данным на 6 сентября), озвученный недавно ТАСС со ссылкой на обзор Министерства экономического развития РФ.
Личная инфляция, высчитываемая людьми по собственным ощущениям, гораздо выше: для подавляющего большинства цены за последний год подросли на 25–30, а то и на все 50 процентов. Открывшиеся, например, в начале сентября в Магнитогорске традиционные сельскохозяйственные ярмарки инфляционные ощущения горожан подтверждают полностью: цены на овощи на этих торговых площадках по сравнению с прошлогодними поднялись на 25–50 процентов.
Похоже, цифрам официальной инфляции не только не верят российские граждане, но и, скажем, Центральный банк РФ не особо доверяет. Эльвира Нибиуллина ещё в прошлом году говорила, что верит расчётам Росстата, который учитывает цены по большому кругу товаров и услуг, но при этом «своя личная инфляция» у главы ЦБ РФ гораздо выше. Поэтому в последние полгода основные усилия Центробанка направлены на обуздание цен.
На таком фоне не удивительно, что в минувшую пятницу совет директоров Банка России вновь повысил ключевую ставку – на этот раз на 25 базисных пунктов. С 13 сентября она составляет 6,75 процента годовых. При этом в своём пресс-релизе ЦБ РФ подчеркнул, что инфляция складывается выше его прогноза, поэтому Центробанк допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях.
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина, рассуждая о факторах, влияющих на инфляцию, отметила, что в их числе такие, которые не зависят от денежно-кредитной политики ЦБ РФ. «Наиболее значимые из них – мировые товарные цены, урожай плодоовощной продукции внутри страны, узкие места в глобальных цепочках поставок», – перечислила глава Центробанка. И пояснила: «Последнее время часто звучат высказывания, что раз денежно-кредитная политика на эти факторы повлиять не может, то их следует полностью проигнорировать. Данный взгляд не учитывает одного важного обстоятельства – все эти факторы влияют на инфляционные ожидания, которые, в свою очередь, влияют на настроения и поведение потребителей. И тем самым влекут за собой инфляцию по широкому кругу товаров. Более высокие инфляционные ожидания ведут к росту спроса и усиливают перенос издержек на потребителя».
Глава ЦБ РФ подчеркнула, что это позволяет предприятиям практически полностью переносить издержки в цены и тем самым поддерживать или даже увеличивать свою рентабельность. Что, в свою очередь, снижает стимул для работы по сокращению издержек и повышению производительности труда.
К ужесточению денежно-кредитной политики Банк России перешёл в марте этого года, когда впервые с конца 2018-го повысил ключевую ставку. Незадолго до этого события, вызвавшего оживлённую дискуссию в экономических и политических кругах, Эльвира Набиуллина заявляла, что не исключает повышения ключевой ставки в 2021 году при условии восстановления экономики. Единственный вариант, при котором ставка может быть снижена, – падение инфляции.
В логике Центробанку не откажешь. Как гласит его пресс-релиз от 10 сентября, во втором квартале 2021 года российская экономика достигла допандемического уровня и возвращается на траекторию сбалансированного роста. Инфляция при этом продолжает расти. Так что очередное повышение ключевой ставки, состоявшееся в минувшую пятницу, выглядит самым разумным и сделанным в точном соответствии с озвученными планами решением.
Но если в марте финансовые эксперты предрекали, что первое за два года повышение ключевой ставки на жизнь подавляющего большинства россиян не сильно повлияет, то сейчас ситуация изменилась. Банковские кредиты в стране за последние месяцы уже существенно подорожали, а после свежего решения совета директоров ЦБ РФ их рост только ускорится. Однако такова плата за возвращение инфляции к целевому показателю.
«Преобладающее влияние проинфляционных факторов может привести к более значительному и продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на ограничение этого риска и возвращение годовой инфляции к 4 процентам. В базовом сценарии годовая инфляция начнёт снижаться в четвёртом квартале 2021 года. В 2022 году годовая инфляция снизится до 4–4,5 процента, и в дальнейшем будет находиться вблизи 4 процентов», – заявили в ЦБ РФ.
При этом Эльвира Набиуллина на пресс-конференции в пятницу особо подчеркнула: ситуация может развиваться таким образом, что для возвращения к инфляции в 4 процента может понадобиться ещё не одно повышение ключевой ставки.