Мораторий на пени, установка новых лифтов, поставщики услуг и мониторинг качества – разговор получился жарким, тем более, было что и у кого спросить: на встречу пригласили генерального директора фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» Вадима Борисова и начальника управления ЖКХ Алексея Болдашова, руководителей управляющих компаний.
Сотрудники управления ЖКХ проанализировали поступившие за последнее время обращения горожан и определили самые важные. Один из злободневных вопросов – начисление пени с января 2021 года, когда истёк срок моратория на дополнительные начисления за неоплату жилищно-коммунальных услуг. Запрет действовал до 1 января, и уже со 2 января неплательщикам начали начислять пени.
– На весь период действия моратория нельзя начислять и взыскивать неустойку, – уточнил Алексей Болдашов. – Не имеет значения, что период запрета на начисление пени за долги завершился: за просрочку платежей с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021-го никогда нельзя будет предъявить пеню. Как и включать в расчёт дней просрочки.
Второй вопрос, который касается жителей частного сектора, – отказ в опломбировке индивидуальных узлов учёта в домах и обязательная установка счётчика в колодце. Установка прибора на границе эксплуатационной ответственности в точке подключения наружных сетей централизованного снабжения водой продиктована нормой действующего законодательства.
– По закону об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и другим федеральным нормативным актам ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов, – объяснил Алексей Валерьевич. – Собственники жилых домов обязаны установить и ввести в эксплуатацию счётчики на границе с централизованными системами. Это исключает несанкционированное подключение, споры по оплате за потери воды и обеспечивает фактический учёт потребляемого ресурса. Специалисты треста «Водоканал» проводят обследование участков сетей питьевого водоснабжения в районе индивидуальных домов на наличие технической возможности установки прибора в колодце. Установка, проверка счётчика обеспечивается владельцем помещения, то есть за его счёт.
Третьим из разряда самых острых вопросов, с которым обращались жители города к управленцам, стал перерасчёт за обращение с твёрдыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителей в жилом помещении. В этом случае есть определённые нюансы, которые готовы разъяснить специалисты управления ЖКХ на личном приёме – он проходит каждый первый и третий четверг в кабинете № 441 администрации города.
Контроль над потреблением электричества ведётся с помощью приборов учёта. Их наличие, отслеживание сроков поверки и замена, передача показаний – всё это обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации, в том числе посредством интеллектуальных систем учёта энергии.
Гарантирующий поставщик обязан покупать, ставить, менять, пускать в эксплуатацию прибор и программное оборудование, объяснил начальник управления ЖКХ города.
Немало обращений жителей связано с обслуживанием и содержанием многоквартирного дома: некачественная и несвоевременная уборка лестничных клеток и придомовой территории, ненадлежащее содержание общедомового имущества – несвоевременное проведение текущего ремонта подъезда, подвала. Жалуются люди и на затопление подвалов и квартир, порывы канализации. Отдельная тема – уборка снега во дворах, за которую отвечают управляющие компании. Как и за посыпку дорог и тротуаров противогололёдными средствами, удаление сосулек с крыш и козырьков. Обращения и жалобы жителей поступают в письменном виде и через социальные сети.
Кроме такого способа обратной связи, общественная палата организовала опрос на тему «Оценка качества услуг в сфере ЖКХ». Со 2 по 19 марта поступило 526 обращений, и они продолжают поступать.
– Мониторинг включал девять вопросов, – рассказала заместитель председателя общественной палаты Елена Фасахова. – В результате больше всего горожан волнует повышение цен на услуги ЖКХ, требования по установке приборов учёта в колодцах, начисление пени и комиссии, уборка снега во дворах, ремонт в подъездах, коммуникации с руководством управляющей компании – не отвечают на жалобы, некорректно себя ведут, есть жалобы на коммунальные услуги в коттеджных посёлках, которые не поддержаны законодательно. Считаем важным наладить диалог с управляющими компаниями, ресурсниками, чтобы проблема не ушла в конфликт и решилась на стадии досудебного производства. Информация передаётся в профильное ведомство для дальнейшего реагирования. Общественная палата подготовила памятку, куда обращаться по тем или иным проблемам в сфере ЖКХ. Её можно найти на сайте палаты. Рекомендуем также создать интерактивную карту, на которой будет видно, по каким адресам поступают жалобы и с чем они связаны. Кроме того, предлагаем вместе с управлением ЖКХ разработать кодекс этики работы управляющих компаний и сформулировать предложения, которые помогут устранить пробелы в существующем законодательстве.
Из вопросов, обращённых к генеральному директору фонда «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области» Вадиму Борисову, дольше всего обсуждали замену лифтового оборудования. Как сделать так, чтобы люди не ждали месяцами, когда же им запустят новый подъёмник, – часто после положенных по закону четырёх месяцев, отпущенных на работы, лифт стоит ещё столько же, а то и больше в нерабочем состоянии. В Магнитогорске есть и вовсе вопиющий случай: в третьем подъезде дома № 17 по улице Тевосяна лифт поменяли три с половиной года назад, но жильцы по-прежнему ходят пешком. Это связано с тем, что менялись управляющие организации, которые должны довести до старта эксплуатации подъёмник после монтажных работ. Удивительно, но руководитель регионального оператора всё это время был не в курсе ситуации, жалобу получил только что. Вадим Борисов обещал в ближайшее время разобраться, почему лифт стоит. И напомнил, что такие случаи нужно обязательно доводить до сведения регионального оператора, чтобы тот принял меры.
– За пять лет в Челябинской области заменили больше 2000 лифтов. За это время к региональному оператору по подобному вопросу обращались всего несколько раз, – заметил Вадим Борисов. – В основном это были остановки из-за выхода из строя электронных блоков частотных преобразователей главного привода. Это оборудование меняется по гарантийным обязательствам.
Вадим Борисович напомнил, что в 2020 году стартовал очередной этап замены лифтов. Это самая дорогостоящая работа во всём перечне капитального ремонта – один лифт стоит около 2,2 миллиона рублей. Из-за пандемии в Магнитогорске удалось поменять лишь 53 подъёмника.
В 2021 году в Челябинской области планируется заменить 860 лифтов, из них рекордное количество – 296 –
заменят в нашем городе. Из них 60 уже установлены. В процессе замены – 144 лифта.
– Ещё раз объясню: до лета прошлого года по контракту срок остановки лифта был 120 календарных дней – с момента остановки оборудования до приёмки готового лифта комиссией. Пакет документов передаётся управляющей компании – и на этом компетенция регионального оператора заканчивается. Потом проходит процедура запуска в эксплуатацию: объект должны посетить и выдать разрешительные документы сотрудники Ростехнадзора. Заявку туда подаёт управляющая организация. И даже если нет претензий к лифту, добро на запуск могут не дать, если в УК нет специалистов, способных обеспечить работу оборудования. Тут и возникают серьёзные временные простои: лифт готов, а управляющая компания не готова его обслуживать. Без команды Ростехнадзора запустить подъёмник не имеют права. Рекорд был установлен в 4,5 месяца и, к сожалению, на территории Магнитогорска. Сейчас такие случаи крайне редки, но случаются. При этом «кирпичи» летят в сторону регионального оператора: мол, кто остановил и делал, тот и отвечает. Лифты, чей срок эксплуатации вышел, нужно поменять до 2024 года. Региональный оператор посчитал, что практика замены отработана, и сократил сроки замены со 120 до 100 дней. А теперь в них порой не укладывается – подводят подрядчики. Но жителей больше раздражает то время, когда подъёмник готов, но не эксплуатируется.
Другая проблема, которая характерна для Магнитогорска, – подрядные организации. Последняя проверка регионального оператора контрольно-счётной палатой показала, что мало желающих выполнять работы. Единственная форма привлечения – денежный аукцион на понижение, других вариантов конкурса нет. Но подрядная организация должна пройти процедуру предварительного отбора и быть в реестре квалифицированных исполнителей Минстроя. На сегодня в этом списке 250 организаций, девять из которых базируются в Магнитогорске. Это при том, что Магнитка даёт четверть сборов взносов и, соответственно, занимает такую же часть программы капитального ремонта. Из девяти три строительные организации выигрывали аукционы, ещё две, недавно включённые в реестр, подавали заявки, остальные даже не заявлялись. При этом в Челябинске настоящий ажиотаж. По Магнитогорску сейчас на электронной площадке выложено пять аукционов от 20 до 50 миллионов каждый, лоты готовы дробить, но желающих нет. Хотя понять подрядчиков можно: были случаи падения цены до 35 процентов, а кто захочет, да и, по сути, сможет качественно отработать на таких условиях?
– За 2020 год от городских собственников поступили взносы в размере 586 миллионов рублей, – рассказал Вадим Борисов. – Сорок миллионов направлены на специальные счета. Переведено подрядчикам 458 миллионов руб-лей. Остальные средства в резерве. Процент собираемости ниже областного, составляет 81 процент. В 2021 году планируем выполнить работ на 750 миллионов рублей, всё законтрактовано, львиная доля на лифты.
Все средства идут исключительно на капитальный ремонт. Содержание штата, хозяйственные нужды оператора оплачивает учредитель – правительство Челябинской области. На территории Челябинской области создана эксклюзивная система, которая не даёт возможности перекрёстного финансирования. То есть деньгами, собранными в Челябинске, нельзя финансировать работы в Магнитогорске. В регионе 43 административных образования, соответственно, 43 «котла», куда приходят взносы.
В завершение встречи слово взяли представители управляющих компаний. Обсудили возможность создания рабочей группы, в которую войдут руководители УК, чтобы обсудить назревшие проблемы и найти пути решения.