За два года горожане соскучились по мероприятию, в котором традиционно участвовали и двухлетние малыши, пристёгнутые в специальных велосипедных креслах, и пятилетки на четырёхколёсных великах, и профессиональные спортсмены-велосипедисты, и пенсионеры, гордые самим фактом единения с молодёжью.
А какие праздники они устраивали на площади, у которой собирались перед массовым заездом: тут тебе и модная музыка в исполнении ди-джеев, и разные «няшки» от спонсоров, включая даже профессиональный велосипед, который обычно вручали победителям детской предстартовой гонки. В 2019-м, самом многочисленном для велопарада году, в колонну встали более пяти тысяч любителей велосипедных прогулок.
А началось всё в 2013 году, когда состоялся первый велопарад. Организаторы отмечали особо: это не велогонка – поэтому никаких скоростных выкрутасов и замеров времени. Именно парад: когда на одной скорости большой колонной велолюбители показывают Магнитогорску, что их много, что велосипедное движение в городе – целое явление, такое же массовое, как в Европе, где велосипед является самым обычным средством передвижения.
– Такой же транспорт, как автомобиль, на котором, как и на машине, люди ездят на работу, в магазин и по прочим самым бытовым делам, – говорит многолетний организатор велопарадов в Магнитогорске Евгений Харанухин. – В России же, как и в Магнитогорске, велосипед до сих пор рассматривается как развлечение.
Правда, в последние годы, по словам Евгения, всё начало меняться. Первенцем в изменении отношения к велосипедистам стали яркие велопарковки, появившиеся у каждого магазина, школы и прочих социальных и образовательных учреждений. Молодой человек улыбается: правда, конструкция их не совсем удобна для владельцев железных коней, но сам факт очень радовал. Дальше – больше: в каждом реконструируемом парке и сквере обязательно выделяется полоска для движения велосипедистов. Попробовали выделить велополосу даже на проезжей части улицы Гагарина, отчертив её краской от автомобильной части дороги. Дебют, правда, не удался, но руководство города рук не опустило: говорят, что проект будущей новой дороги от парка Притяжение до парка у Вечного огня предусматривает выделенную велосипедную полосу. Но вернёмся к велопараду.
Число участников постепенно росло, значимость мероприятия – тоже, маршрут, ранее задействовавший не самые значимые улицы города, изменили, отдав велопараду проспект Ленина от «Арены-Металлург» до улицы Калинина. В 2020-м заезд велосипедистов не состоялся, поскольку весь мир, и Магнитка тоже, как раз в это время находился на самом пике пандемийной самоизоляции. И даже в следующем, 2021-м, когда санитарные меры были смягчены, администрация решила не рисковать. Не до конца верили и в то, что велопарад пройдёт в 2022 году. Поэтому подготовку, которая обычно начиналась за полгода до намеченной даты, оттягивали до последнего. Но в городской администрации, видимо, тоже соскучившейся по позитивным массовым активностям, заверили, что в этот раз препятствий не будет. Так было решено: восьмому велопараду в Магнитке – быть!
Объявлена минутная готовность, колонна выстраивается: впереди шеренгой стоят так называемые «маршалы» – велосипедисты в ярких неоново-салатовых жилетах. Их задача – во время всего проезда поддерживать постоянную скорость, не давая рассыпаться колонне, чтобы не превратить велопарад в велогонку. Обратный отсчёт – и вот с парковки у «Арены-Металлург» долгих пять минут и сорок секунд выезжают велосипедисты, а вместе с ними – и самокатчики, и скейтбордеры, и сегвеисты… Традиционно замыкает колонну Евгений Харанухин: если кто-то замешкается и отстанет, выйдет из сил или упадёт с транспорта – окажет помощь.
– В очередной раз большое спасибо хотим сказать администрации города, а также дежурившим на мероприятии медикам и правоохранительным органам – полиции и службе ГИБДД, обеспечившим порядок по всему маршруту следования колонны велосипедистов, – говорит Евгений Харанухин. – Возвращение велопарада получилось красивым и очень душевным.