То, что ещё несколько месяцев назад казалось недосягаемым и развивалось лишь в столице и городах-миллионниках, стало доступно в регионах. Как в таких случаях говорят: дошла и до нас цивилизация. Впрочем, если говорить не о продуктах и готовой еде, то многие вещи мы давно покупаем в Интернете. Но их получения приходится ждать от нескольких дней до месяцев. Продукты питания по определению требуют гораздо большей оперативности.
Развивать это направление продаж масс-маркеты активно стали в пандемийный период. В первые же месяцы, когда жители вынуждены были сидеть дома, посещение магазинов резко упало: люди предпочитали выбираться раз в неделю и закупать продукты впрок. Спустя почти два года с начала ограничений у многих эта привычка осталась. Но это вовсе не означает, что мы перестали есть. Многие сетевые магазины – «Метро», «Лента», «Перекрёсток», «Магнит» – имеют свою доставку. Работают они по-разному: у кого-то часто зависает приложение, у кого-то заказ приходится ждать по несколько часов. Есть федеральные службы, которые работают и в Магнитогорске – «Яндекс-еда», «Сбермаркет», «Сберммегамаркет». Об их присутствии легко догадаться: даже в снег курьеры на велосипедах с большими коробами рассекают по улицам. Одни завлекают бесплатной первой доставкой, а потом выставляют солидные надбавки к итоговой сумме. Но скорректировать эту переплату можно, используя промокоды и бонусы, которые у этих кампаний есть практически всегда. Главное – иметь понимание, где их взять (а это обычно рассылка) и каков механизм их действия. Некоторые службы доставки требуют обязательно использовать определённую сумму денег, устанавливают минимальный лимит. Но эксперты считают, что это – вчерашний день. Ещё одна служба, недавно ворвавшаяся на рынок Магнитки и вызывающая интерес жителей, – «Самокат»: набирая продукты и средства первой необходимости в магазинах города, эта служба доставки имеет перечень товаров собственного бренда. Но самое главное – «Самокат» доставляет заказ с удивительной быстротой: заявив о том, что на это в среднем уходит от 15 минут, курьер приезжает часто за пять-семь минут.
– Пользуюсь заказом продуктов несколько месяцев, – рассказала Диля Сулимова. – Поначалу переживала, вдруг что-то несвежее привезут, долго ждать придётся, что-то перепутают. Но практика показала, что качество продуктов даже лучше, чем в некоторых магазинах. К тому же это удобно: продумал меню на ужин или к приходу гостей, составил список продуктов – и тебе его привезут. Лишнего не купишь, больше денег не истратишь, как это бывает, когда мимо полок супермаркета идёшь. И, честно говоря, уже просто лень выходить в магазин – интернет-заказ позволяет экономить время.
Заказ формируется по предварительной оплате. Сегодня такой подход мало у кого вызывает недоверие, ведь онлайн-сервисы без проблем возвращают средства, если возникли какие-то сложности. Это строится не только на доброй воле агрегатора, но и на законодательстве.
В большинстве случаев реализация продукции общественного питания осуществляется через специальные сервисы владельцев компаний, работающих на рынке мобильного контента, и подчиняется Закону «О защите прав потребителей». По этому документу потребитель должен иметь возможность доступа к полной информации о продавце и продукции.
Как объясняют специалисты Роспотребнадзора, курьеры, которые доставляют продукты, должны соблюдать правила личной гигиены: надевать медицинские маски, перчатки, использовать дезинфицирующие салфетки и кожные антисептики для обработки рук, а также приезжать к заказчику в чистой форменной одежде, с личной медицинской книжкой.
Перед оформлением заказа в интернет-магазине проверьте, есть ли на сайте информация о реквизитах продавца. Лучше пользоваться проверенными поставщиками, которые присылают электронный чек за покупку. Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи.
К слову, на сайте Роспотребнадзора http://zpp.rospotrebnadzor.ru/ есть виртуальная приёмная, размещены памятки, которые касаются самых разных сфер представлены образцы необходимых документов и ответы на часто задаваемые вопросы. Среди мобильных сервисов хотелось бы отметить появление такого приложения как «Проверка маркировки товаров» в Google Play и в AppStore, которое позволяет проверить легальность приобретаемого товара, а также сообщить о нарушении. Продуктов там пока нет, но это дело времени. Также потребителям уже доступно приложение от Федеральной налоговой службы «Проверка кассового чека», которое позволит получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, а также проверить их легальность, добросовестность продавца или сообщить о нарушении.