Уж сколько раз твердили мамам и папам, что детей в автомобиле нельзя перевозить без специальных удерживающих устройств. За нарушение этого пункта ПДД выписывают серьёзные штрафы – 3000 рублей. И тем не менее проблема остаётся. Более того, не все взрослые до сих пор знают, как правильно фиксировать автокресло в машине.
– Когда ввели штрафы за неиспользование ДУУ, родители начали приобретать детское удерживающее устройство во избежание штрафа, но не фиксировать его в автомобиле и не закреплять в нём ребенка, а оставлять просто на сиденье, – рассказала руководитель проекта «Детство без опасности» экспертного центра «Движение без опасности» Кристина Ляпистова. – Всё это привело к росту детского травматизма, когда в случае экстренного торможения незафиксированное удерживающее устройство наносило травмы ребёнку.
Поэтому и решено было организовать проект «Детство без опасности». Он стартовал в 2016 году на средства президентского гранта в трёх регионах России: Красноярском крае, Крыму и Москве. Статистика показала – число ДТП, в которых пострадали дети-пассажиры, начало снижаться. С 2019 года «Детство без опасности» включили в нацпроект «Безопасные качественные дороги» и федеральный проект «Безопасность дорожного движения».
В 2019–2020 годах в 65 субъектах РФ стартовали обучающие тренинги на базе перинатальных центров и родильных домов для медицинских работников и молодых родителей. В 2021-м было решено подключить к проекту дополнительно ряд городов. В их число вошёл и Магнитогорск. Города определяли по росту детского травматизма и смертности. Всего за три года «Детство без опасности» охватит 100 муниципалитетов России. Субъекты, которые вошли в проект в 2019 году, продолжают систематически проводить обучение для родителей до конца 2021 года.
– Проект был инициирован президентом экспертного центра «Движение без опасности» Натальей Агре, – рассказала Кристина Ляпистова. – Магнитогорск стал восемьдесят девятым городом страны, где реализуется инициатива. До пандемии пресс-конференции проходили для целевой аудитории – будущих мам и молодых родителей. Сейчас из-за эпидемической ситуации приглашаем общественников, блогеров, представителей СМИ.
Как уточнила Кристина Ляпистова, если до начала реализации проекта в стране за год более 900 детей погибли в ДТП, то в 2019 году цифра значительно сократилась – до 482. По данным МВД РФ за 2020 год, в стране произошло 16639 дорожно-транспортных происшествий с участием детей до 16 лет. Погибли 522 ребёнка, 18184 были ранены.
Проект «Детство без опасности» – это система обучения молодых родителей правилам безопасной перевозки ребёнка в автомобиле. Планируется, что за три года, с 2019 по 2021, проект охватит до трети родителей страны за счёт информационной поддержки в СМИ, соцсетях и на сарафанном радио. Подключить медиков к вопросам дорожной безопасности решено было, потому что так уж сложилось – врачам доверяют больше, чем инспекторам ГИБДД. В рамках проекта обучающие тренинги проводят сначала для медицинского персонала роддомов и перинатальных центров, учреждение обеспечивают демонстрационным комплектом – автомобильное сиденье, детское удерживающее устройство группы 0+, фиксирующееся и на систему Изофикс, и на штатный ремень, кукла-младенец. Затем медики дважды в неделю проводят мастер-классы для будущих мам и только что родивших женщин.
– Пандемия осложнила работу, но дала и новые возможности, рассмотрели разные форматы взаимодействия, – отметила Кристина Ляпистова. – Также запускали субъекты в 2020 году в дистанционном формате. Это было сложно, интересно, и главное – не ухудшило качество.
В Магнитогорске в рамках открытия проекта 23 июля в центре охраны материнства и детства состоялась пресс-конференция. В ней приняли участие временно исполняющий обязанности уполномоченного по правам ребёнка Челябинской области Игорь Майоров, заместитель начальника ГИБДД по Челябинской области Антон Соколов, заместитель директора центра по координации деятельности медицинских организаций Челябинской области по Магнитогорску Елена Симонова и заместитель директора центра охраны материнства и детства Магнитогорска Марина Виноградова.
– Спасибо организаторам, что проводят такие семинары, – отметил в своём выступлении Игорь Майоров. – Обязательно будем пользоваться опытом, распространять все предоставленные материалы.
Он отметил, что акции с сотрудниками ГИБДД, посвящённые безопасности детей, постоянно проходят в школах и детских садах, проводятся рейды по контролю над перевозкой несовершеннолетних.
– Что мне запомнилось: папа троих детей подвозил их к одной из школ Челябинска, и все трое сидели не то что без детского кресла – втроём на одном переднем сиденье, – рассказал Игорь Майоров. – Отец объяснил, что все хотели ехать рядом с водителем, и он нашёл такой «оригинальный», но опасный выход из ситуации.
Результат беспечного отношения взрослых к вопросам перевозки детей – неутешительная статистика.
Об этом рассказал Антон Соколов. Так, за шесть месяцев 2021 года в Челябинской области зарегистрировано 201 ДТП с участием детей до 16 лет, трое детей погибли, 217 получили ранения. В 69 ДТП дети пострадали в качестве пассажиров, при этом два ребёнка погибли, 84 получили травмы различной степени тяжести. Из 86 детей, ставших участниками ДТП в качестве пассажиров, 2 перевозились в автомобилях без использования детских удерживающих устройств и ремней безопасности.
– Необходимо добиться чёткого понимания важности использования детских удерживающих устройств, при этом помнить, что это лишь средство пассивной безопасности, – подчеркнул заместитель начальника ГИБДД по Челябинской области. – Уверен, что тренинги в перинатальных центрах по безопасной перевозке детей повлияют на сознание молодых мам и их поведение на дорогах, что приведёт к снижению количества ДТП.
– Все дети после ДТП, конечно, обращаются в наше учреждение, – отметила Марина Виноградова. – Ежегодно 120–130 пострадавших поступают в амбулаторную сеть, от 30 до 40 пациентов госпитализируются с более тяжёлыми травмами. В настоящее время в центре охраны материнства и детства лечится пациент, пострадавший в ДТП. Скорее всего, он не был пристёгнут, получил серьёзную черепно-мозговую травму, его транспортируют в Челябинск. Реализация этого проекта позволит значительно уменьшить количество пострадавших или степень тяжести травм.
Теперь обязанность по просвещению магнитогорских родителей в области правильной перевозки малышей в автомобиле возложена и на медицинских работников. В рамках проекта на обучающих мастер-классах они развенчивают распространённые мифы о детской безопасности в автомобиле. Например, что если «ехать недалеко» – можно обойтись без автокресла. Что качественное детское удерживающее устройство стоит очень дорого. Фиксаторы штатных ремней безопасности – надёжная альтернатива автокреслу. А ещё – одно из самых опасных заблуждений, что руки матери способны сохранить жизнь ребёнка.
На мастер-классах с родителями будут разбирать ошибки в управлении автомобилем, обсудят выбор правильного детского удерживающего устройства: автолюльки, автокресла для детей разного возраста, разберут варианты и правила фиксации автокресла, особенности поездки с малышом – так называемый детский режим перевозки, который необходимо соблюдать, чтобы ребёнку было максимально комфортно в автомобиле. Есть даже модуль, посвящённый правильному переходу через дорогу с коляской и ожиданию общественного транспорта, а также модуль по оказанию первой помощи ребёнку в случае ДТП.
– На тренингах также рассказываем, что существуют специальные автоконверты, чем они отличаются, как их применять, – уточнила Кристина Ляпистова. – Мобильное оборудование для перинатальных центров – участников проекта – поставляется для того, чтобы каждая мама смогла не только прослушать теоретическую часть, но и собственноручно потренироваться в правильном закреплении удерживающего устройства и размещении в нём малыша. Кстати, до введения ограничительных мер в мастер-классах принимали участие и отцы. Сейчас такая возможность – на усмотрении медицинского учреждения. После каждого тренинга участникам раздают информационные брошюры и световозвращающие элементы, которые можно разместить на колёсах коляски.
Участникам пресс-конференции показали наглядно, чем может обернуться перевозка детей на руках при резком торможении – удержать малыша практически невозможно. А также продемонстрировали правила перевозки младенца и фиксации автокресла на сиденье.
Обучение в рамках проекта прошли два специалиста перинатального центра.
– Представитель программы объяснил, как правильно общаться с будущей мамой, как объяснить ей важность проекта, – рассказала старшая акушерка акушерского стационара центра охраны материнства и детства Ирина Варламова. – Показал, как правильно укладывать ребёночка в детское удерживающее устройство после выписки, объяснил, как приобрести автокресло, каким требованиям оно должно соответствовать. Всё в очень доступной форме. Так же теперь будем работать с будущими мамами. На самом деле родители очень часто нарушают требования перевозки детей, это актуальная проблема. Во время выписки иногда смотрим: мамы, бабушки берут ребёнка на руки, могут сесть с ним даже на переднее пассажирское сиденье.
Пока тренинги для мам начали проводить только в перинатальном центре по ул. Гагарина, 36. Впрочем, как подчеркнула Кристина Ляпистова, к проекту можно подключить и другие родильные отделения, а обучение сотрудников готовы провести даже в дистанционном формате.