Раннее утро субботы. В поселке Вишневогорск Верхнеуфалейского района около озера Аракуль собрались добровольцы. Два автобуса волонтеров из Озерска и Челябинска, несколько человек из Снежинска и Екатеринбурга. Организатор экологической акции, биолог-эколог Екатерина Гаврилова, настраивает на работу: "Важно трудиться с чувством внутреннего самоочищения, без ворчания, мол, какие же сволочи тут нагадили!" Местные недоверчиво стоят в стороне, бубня вроде бы про себя, но так, что слышно всем: "Ох уж эти городские! Понаедут, набезобразничают…"
Часть волонтеров уходят чистить западный берег Аракуля, часть - восточный. Финансирует акцию - мешки, перчатки, проезд на автобусах и вывоз мусора - госкорпорация "Росатом".
Пьянящая глушь
На "уазике" еду к стоянке, где должна встретить ребят горячим чаем из самовара. Опытный водитель "внедорожника" Владимир Ходаев - он же Константиныч - из местных. Все тропки, ямы и колдобины знает наизусть, он - специалист участка № 9, особо охраняемой природной территории Челябинской области. С 1969 года Аракуль - памятник природы. А с недавнего времени сюда началось паломничество туристов со всеми вытекающими "последствиями"…
- Проходу от них нет летом, - ворчит Константиныч. - Яблоку негде упасть.
"Уазик" мотает из стороны в сторону. Местность гористая, лес густой, из-за папоротника травы не видно - ощущение непролазной глуши. На очередной яме подпрыгиваем до потолка.
- Как же они сюда добираются? - спрашиваю, потирая макушку.
- По-разному, - вздыхает Константиныч. - Челябинская молодежь едет сначала на электричке, потом своим велоходом.
На побережье следы "активного отдыха": кучи мусора, неразобранная туристическая баня, рваный надувной матрац, пластик, бумага, стеклянные бутылки, алюминиевые банки. Подхожу к берегу. Кристальная гладь озера, как огромное, только что вымытое зеркало, отражает пестроту осеннего леса и скалы с другого берега. Нереальная тишина и завораживающая красота. Время словно остановилось...
- Воздух летом пьянит, - с любовью рассказывает Константиныч. - Озеро уникальное, чистейшее. Вода в нем не цветет, подпитывается подземными источниками, потому и гниения нет. А рыбы - какой хочешь…
Не удивительно, что сюда стремятся многие, преодолевая бездорожье. Приезжают даже зимой на снегоходах. Только единение с природой не у всех случается.
- Пьют йогурт, кефир, молоко, а пакеты из-под них бросают, - возмущается начальник участка Сергей Гагара. - Белковое брожение привлекает мух, а мухи - источники распространения любой инфекции. Да что пакеты! Даже шприцы находим на полянах… Другая беда - машины. Ставят автомобили близко к прибрежной полосе, а уклон здесь 45 градусов. Побежал радиатор, потекло масло - все сточными водами и дождем смывается в озеро.
- А что с соснами? - спрашиваю, глядя на подрубленную древесину на живых деревьях.
- Туристы дерут кору для розжига. Селяне спиливают в лесу сухостой, чтобы не горел в случае пожара. А приезжие здоровые сосны губят: не затянется рана на стволе - погибнет дерево. А ведь каждое из них росло минимум лет 80.
Не поделили
За лето по Аракулю составлено около 30 протоколов о нарушении постановления о водоохраной зоне, стоянке транспорта и складировании мусора. Даже на начальника лесхоза пришлось два. Земли-то Гослесфонда, а порядка нет. Хотя и был хороший опыт прошлого года: лесхоз сдал частникам в аренду западный берег. Они организовали стоянку, поставили шлагбаум, туалеты. Отдыхающим при въезде давали пустые мусорные мешки, при выезде забирали наполненные, а что оставалось на полянах - собирали сами и вывозили на тракторе. Естественно, за поддержание порядка туристам приходилось платить, но деньги небольшие - на западный берег приезжают, в основном, свердловчане, которые только на бензин выкладывают из кармана в несколько раз больше, чем на стоянку. Прошлой осенью арендаторы сдали берег в идеальном состоянии - ни бумажки, ни бутылки. Однако, говорят, лесхоз тогда почти ничего не заработал на аренде и в этом году никому ничего сдавать не стал.
Восточному берегу с порядком повезло меньше. Частников тут не было, и кучи мусора росли как грибы.
- В том году уже сил не было смотреть на это безобразие, - вспоминает Ходаев. - Собрали сотрудников участка, вывезли два "ЗИЛа" мусора. Разгребали завалы большими зимними лопатами. Поляна была чистейшая, и вот опять… В этом году, конечно, мусора меньше, но работы волонтерам все равно хватит не на один час.
Цепочка безобразий и преображений
- У кого стекло?.. А металл куда класть?.. - слышатся крики добровольцев.
Отходы сортировали по мешкам: в самый крепкий - стекло, второй мешок - под бутыли из полиэтилентерефталата, третий - под алюминиевые банки, четвертый - под все остальное.
Чаще всего туристы "забывают" после себя стекло и пластик. Попили, поели да в травку-муравку спрятали, как будто ничего и не было. А бывает и организованное складирование мусора где-нибудь под кустиком или деревцем, причем, как правило, несгниваемые отходы присыпают землей и заваливают ветками - чтоб не резало глаз, наверное.
- Нужно обязательно разгрести эти кучи, - командует Катя. - Иначе на следующее лето они станут еще больше. Есть такая теория разбитых окон, по которой любой, даже небольшой беспорядок ведет к нарушению социальных норм и правил. Кто-то бросил бутылку, а около нее может появиться мусорная свалка - это как цепная реакция.
- Но есть и другая теория - теория малых дел, - продолжает она - Даже если ты один выйдешь с мешком на уборку - это все равно что нажать пусковую кнопку в сознании людей. Начнется цепная реакция, но уже в другом направлении, понимаешь? Проверено собственным опытом. Будучи студенткой ЧелГУ, я и мечтать не могла об экологических акциях. Но у нас с друзьями была традиция: идем отдыхать в лес и непременно берем с собой по мешку из-под сахара, чтобы унести столько мусора из леса, сколько сможем. Потом разжились деньгами, другие возможности появились - стали грузовые машины заказывать на свои деньги. Потом появились независимые общественные организации "Блогер против мусора", "Pro отходы", "Мусора больше нет". А сейчас по всей стране растет экологическое движение, налаживается раздельный сбор мусора.
Теория малых дел
80 человек. Шесть часов работы. 60 кубометров отходов - три "КамАЗа" и один "ГАЗ", половина которых отправилось в переработку. Таков итог акции. А чтобы она запомнилась волонтерам чем-то более приятным - на берегу озера устроили пикник. Кто хотел - освежился в чистейшей воде Аракуля. Затем двинулись на скальный массив Шихан. А во время восхождения втыкали в землю желуди, привезенные волонтерами из Челябинска, чтобы вокруг Аракуля разрастались красавцы-дубы. В общем, день был переполнен впечатлениями. Уезжать не хотелось.
Кстати, теория малых дел оправдала себя - к акции присоединились двое рыбаков-туристов из Екатеринбурга.
- Почти все озера изъездили в нашем крае, - говорит один из них, Андрей Воронцов. - С мусором почти везде такая же ситуация. Кроме Севера. Жители Ханты-Мансийска бережнее относятся к природе, мусор тщательно закапывают в глубокие крупные ямы. А у нас нет настоящего хозяина...
Есть другое мнение? Поделитесь положительным опытом наведения чистоты в своем подъезде, дворике, городе, на природе. Может, вы тоже нажмете пусковую кнопку в чьем-нибудь подсознании…