О чем бы ни шел разговор с хористами и танцорами коллектива "Мы - уральцы", они непременно вернутся к его истории. Им есть что вспомнить, даже если они сами не застали время, когда оркестр коллектива включал не меньше трех баянов, домры, балалайки, ударные инструменты, а хоровая группа - не меньше пятидесяти талантов, да еще танцоры.
В воспоминаниях звучат имена художественного руководителя Ивана Бадьина и покойного руководителя хора и оркестра Василия Лекарчука. Многие помнят, как на похоронах Василия Филипповича поклялись продолжать его дело - и сдержали обещание. А на недавнем праздновании восьмидесятилетия Ивана Бадьина коллектив ошеломил зрителя неожиданностью: во время исполнения "Утушки" - эта песня долгие годы была визитной карточкой коллектива - на сцену в танце вышли ветераны танцевальной группы. Специально не готовились - пришли в качестве гостей, а потому были не в сценических костюмах. Но мастер-класс выдали такой, что зал дрожал от аплодисментов.
26 апреля в 17.00 в Доме дружбы народов состоится отчетный концерт, в котором кроме хора, детской вокальной группы и баяниста Руслана Мужипова, примет участие балалаечник Андрей Чернышов. Репетиции в разгаре. Атмосфера здесь - колдовская.
- Вас ждет сложность: концерт длится больше часа, нужна хорошая физическая форма, - вслушиваюсь я в голос руководителя коллектива Елены Воскобоевой на репетиции. - Тренируйте ноги, готовьте сосудистую систему, упражняйте легкие. Вам задание: больше ходите пешком. Я тоже по городу передвигаюсь почти бегом - делаю вид, что опаздываю на работу.
И - демонстрирует дыхательные упражнения, начинает распевку: хористы вдыхают и вздыхают, лепечут и улюлюкают, голосят и вскрикивают.
- Кого люблю, ой, кого люблю - не дождуся, - раскатывается песня.
- Ти-ише. Еще звеним, звеним, - настаивает руководитель.
И голоса вторят, наполняют душу.
- Все ко мне с гуляночки? - иронизирует Елена Антоновна, услышав неточную интонацию. - Это Татьяне Дорониной с ее героиней уместно "А-апустела без тебя-а земля-аа", а нам нельзя.
Нужно видеть Елену Воскобоеву в деле, чтобы оценить, как заряжает ее энергия, как притягивает культура профессионального общения. Не только голос, но и руки "работают" со звуком, ноги вытанцовывают: ведь ей на репетиции нужно быть и педагогом, и слушателем, и хореографом, и режиссером. Залюбуешься: ей удается без паузы петь музыкальную фразу, комментировать, дробить чечетку - и все же справляться с дыханием.
- Пострадай, курчавый, сам, - хор вместе с ней десяток раз перебирает интонацию на разные лады.
А теперь лирическая: "Звездочка тучку задела".
- Цепное дыхание: не дышать, не дышать, тянуть звук, - заклинает хористов Елена Антоновна. - Такая же сложность в "Оренбургском пуховом платке". Песня вроде простая, популярная, но с характером. Она в несвойственном для народной песни вальсовом ритме.
- В самодеятельный коллектив ходят люди одаренные, - на прощание говорит мне Елена Воскобоева. - Для них это дело всей жизни, такие просто не могут без русской песни.
Пусть же сами расскажут о себе и о песне.
Дина Ильясова, танцор и представитель танцевальной династии:
- Для меня этот танцевальный коллектив - все: любовь, семья - все протекало здесь. Танцевала до шести месяцев беременности, да еще брата на себе носила. Это номер такой был: будто горожанка и деревенская за кавалера соперничают. Я вроде как деревенская: на плечо партнера - и со сцены уношу.
А когда донашивала беременность, наши поехали на ВДНХ сниматься в программе центрального телевидения "Наш адрес - Советский Союз". Меня не берут: еще родишь в дороге, говорят. А я в Москве не была ни разу. Упрашивала и плакала - ни в какую. Хлопнула дверью. Назавтра все же прислали гонцов: собирайся. Я им поклялась: буду терпеть, не рожу, пока не вернемся. И такое это было путешествие - просто волшебство. А на обратном пути задержали самолет на час. Потом на три. Потом на полдня. Потом на сутки. Аэропорт переполнен, а наши для меня несколько мест берегут: я сидеть не могу - лежать только. В Москве накупили апельсинов для гостинцев, да так их и съели в аэропорту. Вернулись - а назавтра я Лилю родила. Она подросла - тоже пришла в коллектив.
Галина Кравчук, солистка, лауреат всероссийских и межрегиональных конкурсов, в хоре с девяносто седьмого:
- Я всегда пела. Только у меня пятеро детей, и пока они росли - был перерыв в восемнадцать лет. Муж тоже поющий, ходит в хор ветеранов. Видит, как я страдаю без песни, маюсь - сам привел меня сначала в "Уралочку". Но тогда все менялось, коллективы распадались, заново объединялись. Мне не хотелось заново привыкать - ведь петь надо с душой, с легким сердцем. Муж уговорил прийти в "Мы - уральцы", и с тех пор я здесь. Здесь очень душевная атмосфера.
Руслан Мужипов, концертмейстер, победитель международных конкурсов, с хором три года:
- Поначалу было трудновато. Я родом из Сибая, у башкирской музыки другой характер, и я привык к другому звукоряду. Но научился играть и по-русски, так что теперь порой путаюсь, когда перехожу из одной музыкальной традиции в другую. Но здесь работать - большое удовольствие. Хотя, если честно, я здесь не работаю - отдыхаю: очень заразительно, как люди вкладывают в песню всю душу.
Анастасия Якунина-Гузь, в хоре с пятьдесят второго:
- Василий Филиппыч (Лекарчук. - Прим. авт.) меня услышал, когда я с сестрами Горчаковыми пела - был у нас такой очень популярный дуэт. Говорит: "Чтобы завтра была на репетиции в клубе. У тебя сольный голос, надо индивидуально заниматься". И сколько радости я получала от пения: вы подумайте - развлечений почти не было, жизнь состояла из семьи и работы - я весовщицей работала. А тут такой выход всем переживаниям. Костюмы, правда, бедные шили - попозже уж разжились. Но коса у меня была своя, ниже пояса,
Директор завода говорил: "Настя, только не бросай петь - поешь, как моя сестра". Он мне даже квартиру из своего фонда выделил. Придет на концерт, а девчонки за кулисами всегда смеются: "Вон твой слушатель пришел".
А бывало всякое: раз выступали на телевидении. Пою - и слова забыла. Баянист выручил: играет наигрыш как ни в чем не бывало. А я не могу дать знать, чтобы помогли, - вдруг камера меня показывает. Хорошо, Василий Филиппыч не растерялся: пока наигрыш - написал строку на листке, мне издали показал. Я по подсказке допела - телезрители и не заметили, какой казус вышел.
Ольга Пчельникова, в хоре с сорок восьмого:
- Мы репетировали в бараке на калибровочной площадке. Василий Лекарчук - руководитель хора и оркестра - за день репетировал два-три раза с группами по пять-шесть человек: у всех работа в разные смены. Директор завода нас поддерживал: сразу по девяносто-сто человек отпускали в августе в отпуска, выделяли для нас два вагона, прицепляли его к поездам, порой к товарнякам. Худрук Иван Бадьин еще и договаривался через профком с железной дорогой, чтобы нашу Ангелину Шкрепко устроить проводницей. Катались с концертами целый месяц по всей области: выступали в Златоусте, Катав-Ивановске. А в Бишкиле, например, пели прямо в поле. В поле, в степи, в лесу так хорошо поется, такой чистый звук!